Вторник, 29.07.2025, 12:50
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
опрос
Пользуетесь ли Вы услугами психолога?
Всего ответов: 15
Форма входа
Календарь
«  Январь 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 15 » Понятие о конфликте.
11:31
Понятие о конфликте.

Раздел 5. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 4 часа

Тема 5.1. Понятие о конфликте. – 1 час

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами занимаемся изучением понятия «конфликт». Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте с кем-нибудь, тем, кто не знает, не представляет себе, что это такое — конфликт… Никто из нас не встал. Все мы были в конфликтах и легко можем представить себе, что чувствует человек, находясь в этой непростой ситуации.

Итак, на что же „похож" конфликт?»… (Передача эстафеты — ответы учащихся.)

Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово „конфликт". Какой образ подсказывает ваше воображение?»

После первого ряда произвольных ассоциаций можно провести следующие:

— если конфликт — это мебель, то какая?..

— если конфликт — это посуда, то какая?..

— если это одежда…

В ходе обсуждения ведущий задает вопрос: «Для чего мы делали это упражнение?» Важно отметить, что ассоциации были выражением определенного эмоционального состояния, вызванного словом „конфликт". Для того чтобы управлять своим эмоциональным состоянием в ситуации конкретного конфликта, надо хотя бы определять характер этих эмоций, их глубину и степень влияния на поведение.

Конфликт – это:

  • (от лат. conflictus - столкновение) столкновение, борьба между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое.
  • отсутствие согласия меж­ду двумя или более сторонами — лицами или группами.

Конфликт — одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной. Неужели конфликты — это необходимый атрибут человеческого общества?

При взгляде на противоречивость и многообразие человеческой природы, становится ясно, что жизнь людей немыслима без конфликтов, но все ли конфликты так необходимы в нашей жизни? Конфликты можно разделить на два типа:

— реальные,

— надуманные (нереалистические).

Реалистические конфликты

Нереалистические конфликты

вызваны неудовлетворени­ем определенных требований участников или несправед­ливым, по мнению одной или обеих сторон, распределе­нием между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

имеют своей целью от­крытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодей­ствие становится здесь не средством достижения конкрет­ного результата, а самоцелью

 

 

Виды конфликта:

1. Внутриличностный конфликт
2. 
Межличностный конфликт
3. 
Межгрупповой
4. 
Между личностью и группой
5. 
Социальный конфликт

Внутриличностный конфликт.

Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообраз­ных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем.

Межгрупповой конфликт. Общество состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между учащимися разных школ.  Межгрупповые конфликты сопровождаются:
Проявлениями деиндивидуализации, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.
Проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».

Социальный конфликт —выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов;

4. Практическая работа – групповая дискуссия.

Тема для обсуждения: положительные и отрицательные функции конфликта. Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему? Конфликт — это хорошо или плохо?

Упражнение «Скульптура»

Учащиеся делятся на группы по три человека и выбирают „скульптора". Он строит скульптурную группу „конфликт" и занимает свое место в ней.

Рефлексия.

Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения. Где в теле у „скульптур" чувствовалось напряжение? Какие чувства и ассоциации появились в той или иной позе? Обращается внимание на связь эмоциональной и физической напряженности.

            Упражнение "Гвалт": Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
              Смысл – умение выделять на общем фоне нужную информацию. Это важно и при конфликте – уметь слышать

5. Подведение итогов занятия.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое конфликт?

2. Назовите основные виды конфликта.

 

3. В чем разница между реалистическими и нереалистическими конфликтами?

��wn@Q+ P�, 5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt'>

Умение добиваться всего, чего бы вы не пожелали.

10

Чудо, совершаемое для человека, которого вы любите.

Повторение заново любого события прошлого.

11

Семь дополнительных лет жизни.

Безболезненная смерть в тот миг, когда придет время умирать.

            После этого учащимся предлагается нарисовать словесный портрет внутренних и внешних качеств человека, судьбу которого они только что сотворили.

Упражнение «Рисунок «Дорога в жизнь»

            На больших листах бумаги (по числу членов группы) рисуется символическая дорога, уходящая к горизонту. Листы подписываются, и все участники группы рисуют на каждом листе пожелания для автора рисунка и свое представление о его жизни. Желательно, чтобы они касались всего пути. Пожелания могут быть двоякие: чего достичь и чего избежать. Если хозяин листа захочет, рисовавшие могут дать пояснения.

4. Подведение итогов занятия.

Вопросы для обсуждения:

1. Выполнение каких упражнений вызвало наибольший интерес?

2. Что вызвало наибольшую трудность?

3. Что нового вы узнали?

4. Почему необходимо задумываться о своем будущем уже сейчас?

Просмотров: 887 | Добавил: Katerin_Ka | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: