« Январь 2014 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
11:54 Самосознание и самооценка личности. |
Тема 3.4. Самосознание и самооценка личности. – 1 час Ход урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний – устный опрос. 3. Изучение нового материала Но те, чьи умы
неразвиты, и кто не осознали себя, не способны понять, что происходит, даже если
постараются. Бхагавад-гита
(гл. 15, текст II)
Знание себя, своих
физических, психических и нравственных сил дает возможность человеку
контролировать и регулировать свои действия и поведение. Самосознание предполагает
осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей,
выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с
другими людьми. Самосознание помогает человеку сохранить себя и свое «Я», а
также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира. Самосознание включает три главных компонента: самопознание,
самооценку и самовоспитание. Развитие самопознания
начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Это очень ярко
проявляется у детей, которые остро реагируют на оценку их качеств путем
сопоставления с другими детьми: лучше Пети, хуже Вани. И обычно им хочется
знать, в каком случае конкретно они лучше Пети и хуже Вани. Самопознание по типу «я и
другой человек» сохраняется у человека на всю жизнь, носит очень эмоциональную
окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения
других людей о нем. Этот тип самопознания очень неустойчивый, ситуативный и
может служить источником конфликтных ситуаций, особенно когда человек возомнит,
что он всегда лучше других. И очень важно в развитии
самопознания перейти на другой, более высокий уровень сравнения — себя с самим
собой, по типу «я и я». Человек должен научиться оценивать свои качества,
поступки, сопоставлять, каким он был вчера и какой он сегодня: совершил смелый,
решительный поступок или, наоборот, струсил. И вот здесь нам помогает развитие
внутренних приемов самонаблюдения и самоанализа. Настоящая, конструктивная
самокритика всегда должна вестись не на уровне «я и другой человек», а на
уровне «я и я». Для самопознания необходимо обладать хотя бы элементарной
психологической грамотностью. На основе самопознания у
человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе,
которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих
способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и
возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка
может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). Определить ее вам
поможет тест.
4. Практическая работа – определение уровня самооценки. Тест Инструкция: Внимательно прочтите слова, характеризующие
отдельные качества личности (черты характера): аккуратность, беспечность, вдумчивость,
восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость,
завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность,
капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность,
мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность,
нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность,
отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность,
поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность,
решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость,
терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность,
энтузиазм.
Составьте два ряда слов по 10-20 в каждом. В первый
столбец — назовем его «Мой идеал» — поместите слова, которые характеризуют ваш
идеал. Во второй — назовем его «Антиидеал» — слова, обозначающие черты,
которыми идеал обладать не должен. Из первого(«положительного») и второго
(«отрицательного») рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется
обладаете. При этом выбор надо производить по системе «да - нет»: есть эта
черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.
Обработка результатов и
выводы Число положительных черт,
которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбце «Мой
идеал». Если результат близок к единице, вы скорее всего себя переоцениваете;
результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной
самокритичности; при результате близком к 0,5 — нормальная средняя самооценка,
и вы достаточно критически себя воспринимаете. Таким же способом делаются
выводы на основании сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом
«Антиидеал». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной
самооценке, к единице — заниженной, к 0,5 — нормальной. Люди с заниженной
самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут
достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке
окружающих. Такой человек считает себя хуже других, страдает комплексами неполноценности,
вины. Ему свойственны нерешительность, боязливость, застенчивость. Часто
действуют по принципу «как бы чего не вышло». Это отражается на его внешнем
виде: голова втянута в плечи, походка нерешительная, глаза отводит в сторону,
хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают
такого человека за очень сердитого, злого, неконтактного. Это приводит к
отчуждению, изоляции от людей, одиночеству. Человек с заниженной самооценкой
очень раним. Как показал психологический
эксперимент, если всех таких страдальцев поставить рядом и попросить их найти
друг в друге недостатки, то, как правило, будут названы не те, которые каждому
из них омрачают существование. Люди с завышенной
самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут
достигнуть, уровень их притязаний превышает реальные возможности. Эти люди
относятся подчеркнуто независимо к одобрению окружающих, активно не соглашаются
с оценками, которые им дают другие люди. Характерные их свойства: зазнайство,
высокомерие, стремление к превосходству, часто неуважительное и даже грубое
отношение к людям. Человек с завышенной
самооценкой часто становится жестким, инертным, агрессивным, неуживчивым и,
несмотря на свои подчас незаурядные способности, терпит в жизни крах. Адекватная самооценка личностью своих
особенностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень
притязаний, гибкость по отношению к поставленным целям, трезвое отношение к
успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче жить на
свете, он более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: надо стремиться
развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания. Ф. Зимбардо предложил
методы, которые помогут вам преодолеть низкую самооценку и сформировать
ощущение уверенности в себе. Постарайтесь выполнить все предложенные действия.
Каждое поможет вам приблизиться к достижению положительного самовосприятия.
Описанные ниже пятнадцать шагов помогут вам в организации ваших усилий.
Пятнадцать
шагов к уверенности в себе
1. Признайтесь себе в своих
сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели. 2. Решите, что для вас
ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте
свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, чтобы воспользоваться
этим, когда наметится прогресс. 3. Докопайтесь до корней.
Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело вас к нынешнему
положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать или не
оказал помощи, хоть и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки, заблуждения
и грехи. После того, как вы извлекли из тяжелых воспоминаний хоть какую-то
пользу, похороните их и не возвращайтесь к ним. Дурное прошлое живет в вашей
памяти лишь до той поры, пока вы его не изгоните. Освободите лучше место для
воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших. 4. Чувства вины и стыда не
помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им. 5. Ищите причины своего
поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах
нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности. 6. Не забывайте, что каждое
событие можно оценить по-разному. Реальность — это не то, что каждый по
отдельности видит, это не более чем результат соглашения между людьми называть
вещи определенными именами. Такой взгляд позволит вам терпимее относиться к
людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением. 7. Никогда не говорите о
себе плохо; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты — «глупый»,
«уродливый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый». 8. Ваши действия могут
подлежать любой оценке, если они подвергаются конструктивной критике —
воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас
как личность. 9. Помните, что иное
поражение — это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные
цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных
неприятностей удалось избежать. 10. Не миритесь с людьми,
занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать свою неполноценность.
Если вам не удается изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать
уверенность, лучше просто отвернуться от них. Жизнь слишком коротка, чтобы
тратить ее на уныние. 11. Позволяйте себе
расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе,
наедине с самим собой. Так вы сможете лучше себя понять. 12. Практикуйтесь в общении.
Наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди — такие
непохожие и своеобразные, ваши братья и сестры. Представьте себе, что и они
могут испытывать страх и неуверенность, и постарайтесь им помочь. Решите, чего
вы хотите от них и что можете им дать. А затем дайте им понять, что вы открыты
для такого обмена. 13. Перестаньте чрезмерно
охранять свое Я — оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется. Оно гнется,
но не ломается. Пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар,
чем будет пребывать в бездействии и изоляции. 14. Выберите для себя
несколько серьезных отдаленных целей, на пути к которым необходимо достижение
целей более мелких, промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства необходимы
для того, чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания
каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь
оказаться нескромным, ведь вас никто не услышит. 15. Вы не пассивный объект,
на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на
нее наступят. Вы — вершина эволюционной пирамиды, вы — воплощение надежд ваших
родителей, вы — образ и подобие Господа. Вы — неповторимая личность, активный
творец своей жизни, вы повелеваете событиями. Если вы уверены в себе, то
препятствие становится для вас вызовом, а вызов побуждает к свершениям. И
застенчивость отступит, потому что вы, вместо того чтобы беспокоиться, как вам
жить, погружаетесь в самую гущу жизни.
5. Подведение итогов занятия Вопросы для
обсуждения: 1. Что такое
самосознание? 2. Что такое
самооценка? 3.
Назовите уровни самооценки и их
отличительные особенности. Домашнее задание: проанализировать
биографию, историю жизненного пути выдающейся личности (на выбор – ученый,
политик, военный, писатель и т.д.). Определить его ведущий вид мотивации и
уровень самооценки, подтвердив конкретными примерами. Сформулировать главный
принцип, жизненное кредо, девиз жизни этого человека. |
|
Всего комментариев: 0 | |