Вторник, 21.05.2024, 05:17
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
опрос
Нужен ли в школе урок психологии?
Всего ответов: 20
Форма входа
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 15 » Индивид. Индивидуальность. Личность.
11:59
Индивид. Индивидуальность. Личность.

Раздел 3. Я – ЛИЧНОСТЬ!        12 часов

Тема 3.1. Индивид. Индивидуальность. Личность. – 1 час

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, готовности к уроку.

2. Актуализация знаний: устный фронтальный опрос.

3. Изучение нового материала.

 

1. Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность.

Все люди, живущие на Земле уже более 50 тысяч лет, относятся к одному и тому же виду — Homo sapiens (человек разумный). Этот факт общепризнан. Однако оказалось не так просто выделить то специфическое, что отличает человека от животных. В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий в качестве исходного отличительного признака вида Homo sapiens выступает культура, играющая решающую роль в определении человеческих поступков.

Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

и под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Мы индивиды, благодаря

неповторимому сочетанию генов,

уникальности ДНК

отпечаткам пальцев

радужной оболочке глаз

 

Т е. это биологический дар природы.

 

Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность».

Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом индивидуальность определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую её не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности.

 Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»).

У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.).

Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

    Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно-полезную деятельность и отличающийся своими присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.

дре�%���Ȣ. @Q+ �ся на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в  ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет: «Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?».

Если  он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что  у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»

ВЫВОД: какой вы станете личностью, зависит только от вас, все в ваших руках.

Вопросы для обсуждения:

1. Как соотносятся понятия индивид, индивидуальность, личность?

2. Что представляет собой личность?

3. Какие качества присущи зрелой личности?

2. Формирование личности

Ещё  древние говорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники  тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если я спрошу об этом вас, то, наверняка, получу  разные ответы. И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. И вы подтверждаете это, постоянно произнося слова  «МОЁ», «ПО-МОЕМУ»,  «Я». А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»?

Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?»

Учащиеся выполняют запись -  свои варианты ответа на вопрос «Кто я?»

Я – дочь, сын;

Я – брат, сестра;

Я – ученик, ученица;

Я – сосед, соседка;

Я – покупатель;

Я – пешеход ит.д.

 – Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда оставаться интересной  личностью.

Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами,  торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность.

Личностью не родятся, личностью становятся. На протяжении 19 века считалось, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся ещё до рождения. Семья, предки и гены полностью определяли то, кем и каким  будет человек.

Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно говорят: «Ну, вот и всё!» А женщина, которая только что стала матерью, сквозь боль, сквозь слёзы тоже пытается улыбаться. «Нет, – качает она головой, – это только начало, начало новой жизни, нового человека». Слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Она – относительно поздний продукт социального развития.

Личность – высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы.

3. Качества личности

 Мы уже говорили о том, что каждый человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств. Осознавая свои достоинства,  человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказать своё мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны. Как вы считаете, достаточно ли этих качеств для того, чтобы назвать вас зрелой личностью?

По-настоящему зрелой личностью можно назвать человека, которому свойственны черты, выражающие его отношение к другим людям и к себе.

Это –  бескорыстие, верность, уважение, терпимость, трудолюбие, демократичность, сочувствие, доброта, отзывчивость, ответственность, честность, смелость. Попробуйте дать определение каждому из этих понятий. 

Это набор качеств зрелой личности. Если бы каждый из нас обладал набором этих нравственных качеств,  то мы бы жили в идеальном мире. 

Также существуют определённые качества личности, которые необходимо в себе развивать, чтобы добиться успеха в жизни и  стать деловой личностью.

 Существует мнение, что деловая успешная личность должна отличаться оперативностью, расчётливостью, креативностью, организованностью, коммуникабельностью, ответственностью, изобретательностью  дисциплинированностью, собранностью.

 Обладаете ли вы качествами деловой личности?

4. Подведение итогов занятия

Закончить наш урок я хотела бы притчей.

Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в  ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет: «Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?».

Если  он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что  у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»

ВЫВОД: какой вы станете личностью, зависит только от вас, все в ваших руках.

Вопросы для обсуждения:

1. Как соотносятся понятия индивид, индивидуальность, личность?

2. Что представляет собой личность?

3. Какие качества присущи зрелой личности?

Просмотров: 1453 | Добавил: Katerin_Ka | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: