Вторник, 30.04.2024, 07:30
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
опрос
Психология, по моему мнению, это...
Всего ответов: 53
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пояснительная записка

Актуальность программы. Старший школьный возраст (9 класс) – это тот уникальный сензитивный  мпериод, в котором наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.

Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем я стану, отличают психологию старшеклассника. Другими словами, у учащихся 9-х классов возрастает потребность в самопознании. Однако, имеющихся знаний, умений и навыков у девятиклассников часто недостаточно для самостоятельного удовлетворения этой потребности.

            Освоение программы элективного курса «В мире психологии»  призвано  помочь учащимся в удовлетворении их возросшей потребности в самопознании и саморазвитии.

Кроме того, элективный курс «В мире психологии»  направлен на повышение психологической информированности, ориентирование учащихся в психологической науке, а также на развитие у старшеклассников навыков эффективного общения, приобретение умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

Теоретические  знания и практические умения в области психологии позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.

Программа элективного курса «В мире психологии» реализуется в МБОУ КЦО «Аныяк» для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ г. Кызыла. На изучение программы  отводится  34 часа учебного времени (двухчасовое занятие один раз в неделю).

Программа данного элективного курса модифицированная, составлена на основе:

1. Программы элективного курса «В мире психологии» (Ташкина О. А.)

2. Программы элективного курса «Основы психологии» (для учащихся 8–11-х классов гуманитарного профиля) (Демина Э. М.).

            Программа апробирована в течение I и  II полугодия 2010-2011 уч.г. и I полугодия 2011-2012 уч.г.

            Курс углубляет и интегрирует начальные знания учащихся по психологии, полученные в ходе изучения биологии, анатомии, обществознания. Также курс расширяет представления учащихся о психологии, ее возможностях, раскрывает понятия некоторых социально-психологических феноменов, позволяет овладеть навыками эффективного общения и самопознания.

 Основной принцип реализации программы  – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников в области психологии. В целом, программа базируется на учете возрастных особенностей девятиклассников, их психофизического развития. В частности, при разработке программы учитывалась характерная особенность психологии подростка, заключающаяся в максимализме, желании высказывать собственную позицию с одной стороны и повышенной ранимости с другой.

Цель курса: овладение психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры и обеспечивает подростку полноправное вступление в самостоятельную жизнь.

Задачи курса:

1.              освоение знаний в области психологии;

2.      овладение умениями применять психологические техники на практике; находить и анализировать психологическую информацию;

3.      развитие  навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия, а также навыков самопознания и саморазвития;

4.      воспитание ответственного отношения к процессу и результатам обучения;

  1. формирование интереса к изучению психологии, своего внутреннего мира, интереса к межличностному взаимодействию; формирование психологической готовности старшеклассника к реальной сложности его межличностных и деловых отношений.

Для достижения поставленных целей и задач используются следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (лекция, рассказ, беседа); наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.); практические (упражнения, выполнение заданий).

Среди методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности используются методы формирования интереса к учению (познавательные и деловые игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций, социально-психологический тренинг); методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).

В качестве методов контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности используются методы устной и письменной проверки знаний, умений и навыков:

Текущий контроль - устный опрос, письменные проверочные работы.

Итоговый контроль - защита творческих работ (эссе, психологический портрет, творческий отчёт по результатам своей работы в течение всего курса).

Формами проведения занятий являются: лекция,  групповая дискуссия,  «анализ конкретных  ситуаций», деловая игра,  социально-психологический тренинг. 

Ожидаемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате освоения программы элективного курса «В мире психологии» учащийся должен:

  • знать: основные понятия психологической науки, место и роль психологии в системе наук,
  • уметь: осуществлять проведение, обработку и интерпретацию психодиагностических методик, направленных на углубление знаний о своих индивидуально-психологических особенностях и возможностях; ориентироваться в психологической информации;
  • владеть навыками: применения теоретических знаний для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций, способов разрешения конфликтов.

Условия, необходимые для реализации программы:

Работа на занятиях организуется за партами в аудитории, но при изучении отдельных тем, где требуется работа в режиме тренинга, занятие проводится в круге, сидя на стульях. На каждом уроке учащиеся ведут записи в тетрадях. Для обеспечения принципа наглядности обучения используется мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран). Необходимые дидактические материалы: пакет диагностических методик, пакет упражнений, соответствующий структуре занятий (система игр и упражнений для разминки, для основной части занятия).

Основное содержание программы элективного курса

«В мире психологии»

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ -  НАУКА О ДУШЕ        2 часа

Тема 1.1. Психология – наука о душе.  -  1 час

Определение психологии как науки, её место среди наук о человеке. Житейская  и  научная психология: сходство и различия.

Основные понятия психологии.

 

Тема 1.2. Знакомство как первый шаг к установлению гармоничных межличностных отношений. – 1 час

Тренинг как один из ведущих методов практической психологии. Правила работы тренинговых групп: «здесь и теперь», правило искренности, конфиденциальности, правило «Я», правило активности, право говорящего.

 

Раздел 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ      8 часов

 

Тема 2.1. Понятие об ощущении и восприятии. – 2 часа

Ощущения как основа знаний об окружающем мире: зрительные;слуховые, вибрационные, обонятельные, вкусовые; тактильные, температурные, болевые, статические, органические

Восприятие как целостный образ вещей и событий: —восприятие предметов,

— времени,

— движений,

—отношений между предметами,

— пространства,

— человека.

 

Тема 2.2. Понятие о внимании. Способы развития внимания. – 1 час

Внимание как направленность сознания на определенный объект: - произвольное, - непроизвольное. Концентрация и переключение внимания.

Характеристика внимания. Виды внимания, его свойства. Способы развития внимания.

 

Тема 2.3. Понятие о памяти. Способы развития памяти. – 1 час

Память как основа психической деятельности человека.

Виды памяти:

— двигательная,

— эмоциональная,

— образная,

— словесно-логическая

Приемы мнемотехники.

 

Тема 2.4. Воображение и творчество. – 2 часа

Процесс воображения. Роль воображения в научном и художественном творчестве, в профессиональной деятельности. Методы развития воображения.

 

Тема 2.5 Мышление. – 2 часа

Мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности. Классификация видов мышления. Способы развития мышления. Определение типа мышления.

 

Раздел 3. Я – ЛИЧНОСТЬ!        12 часов

 

Тема 3.1. Индивид. Индивидуальность. Личность. – 1 час

Понятие личности, индивида, индивидуальности. Органические предпосылки и социальные условия развития личности. Личность как исторический этап развития человека, общества, их взаимосвязь.

 

Тема 3.2. Потребности личности. – 1 час

Потребности: определение, виды, функции. Специфика человеческих потребностей. Иерархия потребностей:

1.физиологические (органические)

2. потребности в безопасности

3. потребности в принадлежности и любви

4. потребности уважения (почитания) 5.познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации

 

Тема 3.3. Понятие о мотивации. – 1 час

Мотив как сила, побуждающая к деятельности.

Отличительные признаки разных видов мотивации. Виды мотивации: внешняя, внутренняя. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи.

 

Тема 3.4. Самосознание и самооценка личности. – 1 час

Самосознание как совокупность психических процессов, посредством которых субъект деятельности осознает себя как такового.

Самосознание личности и его компоненты: самопознание, самовоспитание, самооценка. Образ «Я». Уровень самооценки: адекватная, завышенная, заниженная. Влияние уровня самооценки на успешность деятельности личности. Определение уровня самооценки.

 

Тема 3.5. Эмоциональная сфера личности. – 1 час

Спектр человеческих эмоций. Виды эмоций: настроение, страсть, аффект.

Основные функции эмоций (коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная).

Саморегуляция эмоциональной сферы.

 

Тема 3.6. Агрессия и агрессивность. Способы преодоления агрессии. – 1 час

Агрессия как поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

Агрессивность как черта характера, проявляющаяся в негативном отношении к окружающим.

 Конструктивная и деструктивная агрессия.

Опасные и безопасные способы выражения агрессии.

Обучение навыкам релаксации, снятия напряжения и выражения негативных эмоций в социально-приемлемой форме.

 

Тема 3.7. Понятие о темпераменте. Определение типа темперамента. – 2 часа

Понятие о темпераменте и его общая характеристика. Физиологические основы темперамента. Характеристики типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Определение типа темперамента. Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента, отличительные признаки разных типов темперамента.

Учет особенностей темперамента при выборе профессии.

 

 

Тема 3.8. Понятие о характере. Проблема «нормального» характера. – 2 часа

Общее понятие о характере. Характер как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу.

Общее и индивидуальное в характере человека.

Основные пути становления и развития характера.

Проблема «нормального» характера.

 

Тема 3.9. Понятие о способностях. – 1 час

Общее понятие о способностях. Уровни развития способностей: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Общие и специальные способности, их роль в успешности выполнения и освоения деятельности. Формирование и развитие способностей

 

Тема 3.10. Творческие способности и их развитие. – 1 час  

Понятие о креативности. Формирование и развитие творческих способностей. Диагностика креативности.

  

Раздел 4. ОБЩЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 6 часов

 

Тема 4.1. Место и роль общения в жизни человека. – 1 час

Общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми.

Функции общения: Инструментальная, Интегративная, Функция самовыражения, Трансляционная функция.Сущность общения.

Виды, функции и структура общения.

Тренинг общения как способ повышения коммуникативной компетентности.

 

Тема 4.2. Что мешает общению? (коммуникативные барьеры и их преодоление) – 1 час

Коммуникативные барьеры в общении. Барьер темперамента.

Барьер характера.  Барьер манеры общения.  Барьер отрицательных эмоций.

Барьер речи.

Преодоление коммуникативных барьеров

 

Тема 4.3. Вербальное и невербальное общение. – 2 часа

 

Вербальная (речевая) коммуникация. Невербальная коммуникация.

Соотношение вербального и невербального компонентов общения при восприятии другого человека. Различия между невербальной и вербальной коммуникацией.

Невербальные средства общения.

Мимика и голос как экспрессивные составляющие общения. Экспрессия взгляда.

Язык жестов и поз в коммуникации.

Виды  жестов, используемых в повседневной жизни: жесты оценки, уверенности и неуверенности, самоконтроля, ожидания, отрицания, расположения, доминирования,  неискренности. Важность анализа совокупности жестов.

 

Тема 4.4. Развитие навыков эффективного общения. – 2 часа

Качества личности, необходимые для успешного общения.

Понятие об эффективности, успешности процесса общения.

Критерии эффективности, успешности общения.

Тренинг общения как способ развития навыков эффективного общения и формирования качеств, необходимых для успешного, эффективного общения.

 

Раздел 5. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 4 часа

 

Тема 5.1. Понятие о конфликте. – 1 час

Понятие о конфликте. Структура конфликта. Классификация конфликтов. Конструктивные и деструктивные функции конфликта.

Стадии развития конфликта (предконфликтная ситуация, инцидент, конфликтное поведение, кульминация, разрешение конфликта, послеконфликтная стадия).

 

 

Тема 5.2. Стили поведения в конфликте. – 1 час

Личность в конфликте. Типы конфликтных личностей.

Характеристика стилей поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.

 

 

Тема 5.3. Способы разрешения конфликта. – 2 часа

Формы завершения конфликта. Стратегии и способы выхода из конфликта.

Способы и приёмы воздействия на поведение оппонента.

Последовательность оптимального разрешения конфликта.

Алгоритм разрешения конфликта:

1. Прояснение конфликтной ситуации.
2. Сбор предложений.

3. Оценка предложений.

4. Выбор наиболее приемлемого решения. Детализация решения.

5. Выполнение решения; проверка.

Методы психокоррекции конфликтного поведения. Предпосылки предупреждения конфликтов.

 

 

Раздел 6. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ 2 часа

 

 

Тема 6.1. Выбор жизненного пути. Формирование позитивных стратегий. – 1 час

 

Жизненный путь личности. Пространство и время личности.

Характеристики зрелой личности.

Планирование жизненного пути. Основы целеполагания.

Формирование позитивных стратегий.

 

Тема 6.2. «Расскажи мне обо мне» (представление творческих работ учащихся) – 1 час

Подведение итогов работы элективного курса, представление творческих работ учащихся.

 

Приложение 1

Список литературы, используемой педагогом:

 

1.      Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев – М.: Изд-во Центр ВЛАДОС, 2003. – 248с.
2.      Григорьева Е.В. Психология общения: Методическое пособие для учителей средних школ / Е.В.Григорьева. – Н. Новгород, 1994. – 55с.
  1. Дубровина И. В. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия», 2004.
  2. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе: Учебно-методическое пособие для учителя. Экспериментальный учебный курс для подростков. — М., 1994.
  3. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии:  Учебное пособие. - Ульяновск, 2000. - 52 с.
  4. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
  5. Карпинский  К.В. Психология  жизненного  пути  личности:  Учеб.  пособие /     К.В.Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002.  –  167 с.
  6. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002.
  7. Лухтанова Е.В. «Я — психолог». Программа элективного курса для учащихся 9-х классов // Вестник практической психологии образования. 2009. №2. – C. 85-95.

10.  Мажников В. И. Конфликтология: Методические рекомендации по спецкурсу. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. – 40 с.

11.  Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 484 с.

  1. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. — М.: Ось-89, 2002.
  2. Овчарова Р.Р. Технологии практического психолога образования. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.

14.  Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебно-методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.

  1. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб: Питер, 2006.

16.  Практическая психология: Учебник /Под ред. М. К. Тутушкиной — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.


 

Приложение 2

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:

  1. Байль Б., Нитч К., Шеллинг К. Без паники: переходный возраст. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
  2. Ефимов Н.С. Психология взаимопонимания. С-Пб, 2004 – 176 с.
  3. Жариков Е. С. , Крушеницкий Е. Л. Для тебя и о тебе - М., Просвещение, 1991.
  4. Казанский У.А. Игры в самих себя. – М. Роспедагенство, 1995.
  5. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. — СПб: Питер, 1994.
  6. Климов Е.А. Психология: Учебник для школы. М.: "Культура и спорт", Изд. объединение "ЮНИТИ", 1997. 287 с.
  7. Козлов Н.Н. Философские сказки для обдумывающих житие. Практическая психология на каждый день. – М., 1997.
  8. Леви В.Л. Искусство быть собой. — М.: Знание, 1991.
  9. Пиз А. Язык телодвижений. — М.: Ай Кью, 1992.
  10. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  11. Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М., Творческий центр "Сфера". 2000.
  12. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М., 1995 г.
  13. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие // Ефимова Н.С. — М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2011 - 192 с.
  14. Психология самопознания: Учебное пособие для старшеклассников и педагогической практики студентов. - Благовещенск: Изд-во Амурск. гос. ун-та, 1996.
  15. Рахлевская Л.К.. Самопознание в процессе изучения человековедения. 1-2 части. – Томск, 1996.
  16. Рогов Е.И. Как стать взрослым. — М.: Владос, 2001.
  17. Рогов Е.И.Психология общения. – М. : Владос, 2002.
  18. Савченко М. Ю. Личностное развитие. - М.: "Вако". 2005.
  19. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Новая школа, 1993.
  20. Самоукина Н. В. Психология оптимизма.- М., Изд-во Института психотерапии. 2001.