« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Пояснительная записка
Статус
документа
В средних общеобразовательных учебных заведениях
(школах, гимназиях, лицеях), а также в ряде средних профессиональных учебных
заведений психология изучается как курс по выбору или факультативный предмет.
Его содержание определяется по согласованию администрации учебного заведения и
преподавателя, с учетом интересов учащихся. Стандартов и рекомендаций по
преподаванию психологии в школах не выработано.
Программа
элективного курса «Психология межличностных отношений» для учащихся 10-11
классов составлена на основе:
1. Программы
учебного курса «Психология межличностных отношений» (Ташкина О. А.)
2. Программы учебного курса по психологии "Четыре ступени познания" (Гавришева Н.Н.)
3. Программы
спецкурса для учащихся 10–11-х классов "Психология" (Дерюгина М. В.)
4. Программы
элективного курса "Основы психологии" (для учащихся 8–11-х классов
гуманитарного профиля) (Демина Э. М.)
5. Программы
элективного курса по психологии для учеников 10–11-х классов "Ступени
самопознания" (Иванова Л. А.)
6. Программы элективного курса по психологии для 10–11-х классов
"Психология эффективного общения" (Пугачева М. А.)
7. Программы
элективного курса «Психология общения» (Кожекина Н. А.)
Приоритетным
направлением образования в условиях модернизации является развитие личности,
готовой к продуктивному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и
саморазвитию, а также готовой нести личную ответственность за принятое решение.
Кроме того, стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днем
усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс
обучения. В этих условиях остро встают вопросы повышения эффективности усвоения
учащимися большого потока знаний, адаптации организма к повышающимся стрессовым
нагрузкам. В целом, возрастает значимость сохранения здоровья учащихся, в том
числе и психологического, как необходимого условия активной жизнедеятельности.
Старший
школьный возраст (10-11 классы) – это тот уникальный сензитивный период, в
котором наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим
стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному
раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.
Элективный
курс «Психология межличностных отношений» направлен на повышение психологической
информированности, ориентирование учащихся в психологической науке, а также на развитие у старшеклассников навыков
эффективного общения, приобретение умений адекватного и равноправного
взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных
конфликтов.
Теоретические
знания и практические умения в области
психологии позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия
со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего
личностного потенциала склонностей и способностей.
Структура
документа
Программа включает три раздела: пояснительную
записку; основное содержание и тематический план.
Общая характеристика учебного предмета
Программа элективного
курса «Психология межличностных отношений» реализуется в МОУ КЦО «Аныяк» на
социально-гуманитарном профиле подготовки учащихся 10-11 классов
общеобразовательных школ г. Кызыла.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной
практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников в
области психологии.
Формами проведения занятий являются:
"лекция”, "групповая дискуссия”, "деловая игра”, "тренинг общения”, "тренинг
командообразования”.
Цели
Изучение элективного
курса «Психология межличностных отношений» направлено на достижение широкого
спектра целей:
·
освоение
знаний в области психологии: о
месте психологии в системе наук о человеке, об основных понятиях
психологической науки, о сущности психических процессов, об основных понятиях и категориях психологии личности,
психологии конфликта, психологии общения.
·
овладение
умениями применять психологические техники на практике; находить и
анализировать психологическую информацию;
·
развитие социально-психологической и коммуникативной
компетентности как важного условия эффективности профессиональной деятельности;
·
воспитание
ответственного отношения к процессу и результатам обучения;
- формирование интереса к изучению психологии, своего
внутреннего мира, интереса к межличностному взаимодействию; формирование
психологической готовности старшеклассника к реальной сложности его
межличностных и деловых отношений.
Место
предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план
для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе среднего (полного) общего образования 280 часов для
изучения технологии на профильном уровне.
Примерная программа разработана для
обучения школьников X и
XI классов. На
изучение программы в 10 классе отводится
35 часов учебного времени, в 11 классе –
30 часов.
Требования к усвоению содержания курса:
Учащийся должен:
знать: основные понятия
психологической науки, место и роль психологии в системе наук; - характеристики
основных функций общения; особенности, закономерности процесса общения;
уметь:
анализировать и интерпретировать психологическую информацию; применять техники
эффективного общения
владеть
навыками: применения теоретических знаний для решения практических задач,
эффективных способов межличностных коммуникаций.
Тематический
план
10 КЛАСС
- Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК
НАУКА 5 часов
- Раздел 2. ПСИХИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕССЫ 9 часов
- Раздел 3. ЛИЧНОСТЬ В
ПСИХОЛОГИИ 16 часов
- Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ
КОНФЛИКТА 5
часов
Итого 35 часов
11
КЛАСС
- Раздел 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
ОБЩЕНИЯ 13 часов
- Раздел 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНИКИ ОБЩЕНИЯ 9
часов
- Раздел 6. ПСИХОЛОГИЯ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
8 часов
Итого 30 часов
Основное
содержание программы
«Психология
межличностных отношений»
10
КЛАСС
Раздел
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Тема 1.1. Общая характеристика
психологии как науки – 3 часа
Определение
психологии как науки, её место среди наук о человеке. Житейская и
научная психология: сходство и различия.
Основные
понятия психологии.
Психика и
особенности строения мозга. Латерализация функций головного мозга
Тема 1.2. Методы исследования в
психологии - 2 часа
Понятие об основных методах исследования в
психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа,
анализ продуктов деятельности.
Особенности проективных тестов.
Раздел
2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Тема 2.1. Познавательные психические процессы – 6
часов
Ощущение как базовый психический
процесс. Виды ощущений.
Понятие о восприятии. Виды
восприятия. Свойства восприятия.
Характеристика внимания. Виды внимания, его
свойства. Способы развития внимания.
Характеристика памяти. Виды памяти, её свойства. Приемы
мнемотехники.
Мышление и сознание. Классификация видов мышления. Способы
развития мышления.
Процесс воображения. Роль воображения в научном и
художественном творчестве, в профессиональной деятельности. Методы развития
воображения.
Тема 2.2. Эмоциональные и волевые
психические процессы – 3 часа
Понятие об эмоциях.
Классификация и виды эмоций. Основные функции эмоций (коммуникативная,
регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная). Саморегуляция
эмоциональной сферы.
Особенности чувств, их роль в жизни человека. Высшие
чувства.
Специфика волевого действия. Структура волевого
акта. Психология принятия решений и их исполнения. Волевые качества личности.
Раздел
3. ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ
Тема
3.1. Понятие о личности в психологии – 4 часа
Понятие личности,
индивида, индивидуальности. Органические предпосылки и социальные условия
развития личности. Личность как исторический этап развития человека, общества,
их взаимосвязь.
Самосознание личности
и его уровни. Образ «Я».
Самооценка, уровень
притязаний личности.
Личность и
деятельность. Понятие о деятельности, общее строение и виды деятельности.
Процесс освоения деятельности.
Тема
3.2. Потребностно-мотивационная сфера
личности – 3 часа
Потребности и
мотивы: определение, виды, функции. Специфика человеческих потребностей.
Иерархия потребностей
Понятие о мотивации.
Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи.
Направленность личности. Интересы, предпочтения,
склонности.
Понятие о темпераменте и его общая характеристика.
Физиологические основы темперамента. Характеристики типов темперамента.
Определение типа темперамента. Учет особенностей
темперамента при выборе профессии.
Общее понятие о характере. Общее и индивидуальное в
характере человека. Основные пути становления и развития характера.
Общее понятие о способностях. Общие и специальные
способности, их роль в успешности выполнения и освоения деятельности.
Формирование и развитие способностей.
Тема 3.4. Личность и группа – 3 часа
Понятие
о группе и коллективе. Структура группы. Виды групп. Процессы возникновения,
функционирования и развития групп.
Динамические процессы в группе:
групповое давление, феномен группомыслия, феномен подчинения авторитету.
Тренинг командообразования как
способ повышения групповой сплоченности.
Тема 3.5. Психология жизненного пути личности – 2 часа
Жизненный путь личности. Пространство и время
личности. Принцип относительности свободы. Характеристики зрелой личности.
Планирование жизненного пути. Основы
целеполагания.
Раздел
4. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
Тема 4.1. Сущность конфликта – 2
часа
Понятие
о конфликте. Структура конфликта. Классификация конфликтов. Конструктивные и
деструктивные функции конфликта. Стадии развития конфликта (предконфликтная
ситуация, инцидент, конфликтное поведение, кульминация, разрешение конфликта,
послеконфликтная стадия).
Личность
в конфликте. Типы конфликтных личностей. Характеристика стилей поведения в
конфликтной ситуации.
Тема 4.2. Способы разрешения конфликта – 3 часа
Формы
завершения конфликта. Стратегии и способы выхода из конфликта.
Способы и приёмы воздействия на поведение оппонента.
Последовательность
оптимального разрешения конфликта. Алгоритм разрешения конфликта.
Методы психокоррекции конфликтного поведения. Предпосылки предупреждения конфликтов.
11 КЛАСС
Раздел 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
Тема 1.1. Понятие и общие
характеристики общения – 2 часа
Сущность общения. Виды, функции и структура общения.
Тренинг общения как способ повышения коммуникативной
компетентности
Тема 1.2. Общение как обмен
информацией – 7 часов
Средства коммуникации. Структура речевого акта.
Понятие о вербальном и невербальном общении.
Искажение и потеря информации при общении: причины и пути
преодоления.
Коммуникативные
барьеры в общении.
Барьер
темперамента
Барьер характера Барьер манеры общения Барьер отрицательных эмоций
Барьер
речи. Преодоление коммуникативных барьеров
Невербальные средства
общения. Мимические выражения эмоциональных состояний. Мимика и голос
как экспрессивные составляющие общения. Экспрессия взгляда.
Организация пространства и времени общения. Территории и
зоны в общении.
Язык жестов и поз в коммуникации. Виды жестов, используемых в
повседневной жизни. Важность анализа совокупности жестов.
Тема 1.3. Общение как
взаимодействие – 2 часа
Место взаимодействия в структуре общения. Формы
взаимодействия в процессе общения.
Формирование навыков социального взаимодействия
Тема 1.4. Общение как восприятие
людьми друг друга – 2 часа
Сущность процесса восприятия одним человеком другого.
Эффекты восприятия и оценки партнеров по общению (эффект ореола, эффект
новизны, эффект первичности, стереотипизация).
Этнические стереотипы и их роль в процессе межличностного
общения.
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
ОБЩЕНИЯ
Тема 2.1. Способы повышения
эффективности коммуникации – 2 часа
Качества личности, необходимые для успешного общения
Правила подачи обратной связи. Правила принятия обратной связи.
Тема 2.2. Техники эффективного
общения – 7 часов
Техника активного слушания.
Техника «Я-высказывание».
Психотехника овладения инициативой в общении: прямое
включение, экспрессия, юмор, неожиданность, прогнозирование реакции, активизация сопереживания, сокращение
коммуникативной дистанции, вовлечение в действие.
Психотехника
«Создаем себе настроение».
Психологическая техника убеждающего воздействия:
психотехнические приемы убеждающего воздействия, тактические и риторические
методы аргументации.
Психологическая техника формирования аттракции (симпатии) в
общении:
Психологический прием «Имя собственное»; психологический
прием воздействия улыбкой; психологический прием «Золотые слова»; психологический
прием «Терпеливый слушатель»
Трансактный анализ общения. Техники трансактного анализа
общения.
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Тема 3.1. Деловое общение и его
особенности – 3 часа
Сущность делового общения и его специфические черты. Виды и
формы делового общения.
Речевой этикет в деловом общении. Нормы делового общения.
Личный тайм-менеджмент. Правила распределения времени между
различными видами деятельности.
Тема 3.2. Имидж делового человека
– 5 часов
Понятие об имидже. Составляющие имиджа. Коммуникативные функции имиджа. Создание
имиджа – элемент психотехники оказания влияния на окружающих.
Психологические особенности публичного выступления. Секреты
успешного публичного выступления.
Собеседование при приеме на работу.
Составление резюме.
Литература:
1. Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев – М.: Изд-во Центр ВЛАДОС, 2003. – 248с.
- Введение
в психологию /Под ред. В.А.Петровского. – М.: Академия, 1995.
- Годфруа Ж. Что такое
психология: в 2-х томах. – М.: Мир, 1992.
4. Григорьева Е.В. Психология общения: Методическое пособие для учителей средних школ / Е.В.Григорьева. – Н. Новгород, 1994. – 55с.
- Дубровина И. В. Психология:
учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.:
«Академия», 2004
- Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе:
Учебно-методическое пособие для учителя. Экспериментальный учебный курс
для подростков. — М., 1994.
- Камардина Г.Г. Психологические
трудности
общения: основы психотехнологии: Учебное пособие.
- Ульяновск, 2000. - 52 с.
- Карпинский К.В. Психология жизненного пути
личности: Учеб. пособие / К.В.Карпинский. – Гродно: ГрГУ,
2002. – 167 с.
- Кураев Г.А., Пожарская
Е.Н. Психология человека. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002
10.
Мажников
В. И. Конфликтология: Методические рекомендации по спецкурсу. – Волгоград:
Изд-во ВолГУ, 2003. – 40 с.
11.
Нуркова
В. В., Березанская Н. Б. Психология. Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 484 с.
- Основы общей психологии //
Ефимова Н.С. — М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2011 - 288 с.
- Основы конфликтологии: Учебник (ГРИФ). — 2-е изд.,
перераб. и доп. // Козырев Г.И. — М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2010 - 240 с.
14. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебно-методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.
15. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. -М,1993.
16. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие // Ефимова Н.С. — М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2011 - 192 с.
17. Психология самопознания: Учебное пособие для старшеклассников и педагогической практики студентов. - Благовещенск: Изд-во Амурск. гос. ун-та, 1996.