Вторник, 30.04.2024, 03:26
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
опрос
Нужен ли в школе урок психологии?
Всего ответов: 19
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пояснительная записка

Статус документа

В средних общеобразовательных учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях), а также в ряде средних профессиональных учебных заведений психология изучается как курс по выбору или факультативный предмет. Его содержание определяется по согласованию администрации учебного заведения и преподавателя, с учетом интересов учащихся. Стандартов и рекомендаций по преподаванию психологии в школах не выработано.

Программа элективного курса «Психология межличностных отношений» для учащихся 10-11 классов составлена на основе:

1. Программы учебного курса «Психология межличностных отношений» (Ташкина О. А.)

2. Программы учебного курса по психологии "Четыре ступени познания"    (Гавришева Н.Н.)

3. Программы спецкурса для учащихся 10–11-х классов "Психология" (Дерюгина М. В.)

4. Программы элективного курса "Основы психологии" (для учащихся 8–11-х классов гуманитарного профиля) (Демина Э. М.)

5. Программы элективного курса по психологии для учеников 10–11-х классов "Ступени самопознания" (Иванова Л. А.)

6. Программы элективного курса по психологии для 10–11-х классов "Психология эффективного общения" (Пугачева М. А.)

7. Программы элективного курса «Психология общения» (Кожекина Н. А.)

 

Приоритетным направлением образования в условиях модернизации является развитие личности, готовой к продуктивному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, а также готовой нести личную ответственность за принятое решение. Кроме того, стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днем усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. В этих условиях остро встают вопросы повышения эффективности усвоения учащимися большого потока знаний, адаптации организма к повышающимся стрессовым нагрузкам. В целом, возрастает значимость сохранения здоровья учащихся, в том числе и психологического, как необходимого условия активной жизнедеятельности.

Старший школьный возраст (10-11 классы) – это тот уникальный сензитивный период, в котором наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.

Элективный курс «Психология межличностных отношений»  направлен на повышение психологической информированности, ориентирование учащихся в психологической науке, а также на развитие у старшеклассников навыков эффективного общения, приобретение умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

Теоретические  знания и практические умения в области психологии позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.

 

Структура документа

          Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание и тематический план.

 

    Общая характеристика учебного предмета

Программа элективного курса «Психология межличностных отношений» реализуется в МОУ КЦО «Аныяк» на социально-гуманитарном профиле подготовки учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ г. Кызыла.

 

Основной принцип реализации программы  – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников в области психологии.

 Формами проведения занятий являются: "лекция”,  "групповая дискуссия”,  "деловая игра”,  "тренинг общения”, "тренинг командообразования”.

 

       Цели

Изучение элективного курса «Психология межличностных отношений» направлено на достижение широкого спектра целей:

·         освоение знаний в области психологии: о месте психологии в системе наук о человеке, об основных понятиях психологической науки, о сущности психических процессов, об  основных понятиях и категориях психологии личности, психологии конфликта, психологии общения.

·         овладение умениями применять психологические техники на практике; находить и анализировать психологическую информацию;

·         развитие  социально-психологической и коммуникативной компетентности как важного условия эффективности профессиональной деятельности;

·         воспитание ответственного отношения к процессу и результатам обучения;

  • формирование интереса к изучению психологии, своего внутреннего мира, интереса к межличностному взаимодействию; формирование психологической готовности старшеклассника к реальной сложности его межличностных и деловых отношений.

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Россий­ской Федерации отводит на этапе среднего (полного) общего образования 280 часов для  изучения технологии на профильном уровне.

Примерная программа разработана для обучения школьников X и  XI классов. На изучение программы  в 10 классе отводится  35 часов учебного времени, в 11 классе – 30 часов.

 

Требования к усвоению содержания курса:

Учащийся должен:

знать: основные понятия психологической науки, место и роль психологии в системе наук; - характеристики основных функций общения; особенности, закономерности процесса общения;

уметь: анализировать и интерпретировать психологическую информацию; применять техники эффективного общения

владеть навыками: применения теоретических знаний для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций.

 

 

Тематический план

10 КЛАСС

  • Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА                                             5 часов
  • Раздел 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ                                            9 часов
  • Раздел 3. ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ                                           16 часов
  • Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА                                           5 часов

                                                                                              Итого              35 часов

11 КЛАСС

  • Раздел 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ                             13 часов
  • Раздел 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ОБЩЕНИЯ               9 часов
  • Раздел 6. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ                          8   часов

                                                                                              Итого              30 часов

Основное содержание программы

«Психология межличностных отношений»

 

10 КЛАСС

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Тема 1.1. Общая характеристика психологии как науки – 3 часа

Определение психологии как науки, её место среди наук о человеке. Житейская  и  научная психология: сходство и различия.

Основные понятия психологии.

Психика и особенности строения мозга. Латерализация функций головного мозга

Тема 1.2. Методы исследования в психологии -  2 часа

Понятие об основных методах исследования в психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности.

Особенности проективных тестов.

 

Раздел 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Тема 2.1. Познавательные психические процессы – 6 часов

Ощущение как базовый психический процесс. Виды ощущений.

Понятие о восприятии. Виды восприятия. Свойства восприятия.

Характеристика внимания. Виды внимания, его свойства. Способы развития внимания.

Характеристика памяти. Виды памяти, её свойства. Приемы мнемотехники.

Мышление и сознание. Классификация видов мышления. Способы развития мышления.

Процесс воображения. Роль воображения в научном и художественном творчестве, в профессиональной деятельности. Методы развития воображения.

 

Тема 2.2. Эмоциональные и волевые психические процессы – 3 часа

Понятие об эмоциях. Классификация и виды эмоций. Основные функции эмоций (коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная). Саморегуляция эмоциональной сферы.

Особенности чувств, их роль в жизни человека. Высшие чувства.

Специфика волевого действия. Структура волевого акта. Психология принятия решений и их исполнения. Волевые качества личности.

 

Раздел 3. ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ

 

Тема 3.1. Понятие о личности в психологии – 4 часа

Понятие личности, индивида, индивидуальности. Органические предпосылки и социальные условия развития личности. Личность как исторический этап развития человека, общества, их взаимосвязь.

Самосознание личности и его уровни. Образ «Я».

Самооценка, уровень притязаний личности.

Личность и деятельность. Понятие о деятельности, общее строение и виды деятельности. Процесс освоения деятельности.

 

Тема 3.2.  Потребностно-мотивационная сфера личности – 3 часа

Потребности и мотивы: определение, виды, функции. Специфика человеческих потребностей. Иерархия потребностей

Понятие о мотивации. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи.

Направленность личности. Интересы, предпочтения, склонности.

 

 Тема 3.3. Индивидуально-психологические особенности личности – 4 часа

Понятие о темпераменте и его общая характеристика. Физиологические основы темперамента. Характеристики типов темперамента.

Определение типа темперамента. Учет особенностей темперамента при выборе профессии.

Общее понятие о характере. Общее и индивидуальное в характере человека. Основные пути становления и развития характера.

Общее понятие о способностях. Общие и специальные способности, их роль в успешности выполнения и освоения деятельности. Формирование и развитие способностей.

 

Тема 3.4. Личность и группа – 3 часа

            Понятие о группе и коллективе. Структура группы. Виды групп. Процессы возникновения, функционирования и развития групп.

Динамические процессы в группе: групповое давление, феномен группомыслия, феномен подчинения авторитету.

Тренинг командообразования как способ повышения групповой сплоченности.

 

Тема 3.5. Психология жизненного пути личности – 2 часа

 

Жизненный путь личности. Пространство и время личности. Принцип относительности свободы. Характеристики зрелой личности.

Планирование жизненного пути. Основы целеполагания.

 

Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

 

Тема 4.1. Сущность конфликта – 2 часа

Понятие о конфликте. Структура конфликта. Классификация конфликтов. Конструктивные и деструктивные функции конфликта. Стадии развития конфликта (предконфликтная ситуация, инцидент, конфликтное поведение, кульминация, разрешение конфликта, послеконфликтная стадия).

            Личность в конфликте. Типы конфликтных личностей. Характеристика стилей поведения в конфликтной ситуации.

 

Тема 4.2. Способы разрешения конфликта – 3 часа

            Формы завершения конфликта. Стратегии и способы выхода из конфликта.

Способы и приёмы воздействия на поведение оппонента.

            Последовательность оптимального разрешения конфликта. Алгоритм разрешения конфликта.

Методы психокоррекции конфликтного поведения. Предпосылки предупреждения конфликтов. 

 

11 КЛАСС

 

Раздел 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

 

Тема 1.1. Понятие и общие характеристики общения – 2 часа

Сущность общения. Виды, функции и структура общения.

Тренинг общения как способ повышения коммуникативной компетентности

 

Тема 1.2. Общение как обмен информацией – 7  часов    

Средства коммуникации. Структура речевого акта.

Понятие о вербальном и невербальном общении.

Искажение и потеря информации при общении: причины и пути преодоления.

Коммуникативные барьеры в общении. Барьер темперамента

Барьер характера  Барьер манеры общения  Барьер отрицательных эмоций

Барьер речи. Преодоление коммуникативных барьеров

Невербальные средства общения. Мимические выражения эмоциональных состояний. Мимика и голос как экспрессивные составляющие общения. Экспрессия взгляда.

Организация пространства и времени общения. Территории и зоны в общении.

Язык жестов и поз в коммуникации. Виды  жестов, используемых в повседневной жизни. Важность анализа совокупности жестов.

 

Тема 1.3. Общение как взаимодействие – 2 часа

Место взаимодействия в структуре общения. Формы взаимодействия в процессе общения.

Формирование навыков социального взаимодействия

 

Тема 1.4. Общение как восприятие людьми друг друга – 2 часа

Сущность процесса восприятия одним человеком другого. Эффекты восприятия и оценки партнеров по общению (эффект ореола, эффект новизны, эффект первичности, стереотипизация).

Этнические стереотипы и их роль в процессе межличностного общения.

 


Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ОБЩЕНИЯ

 

Тема 2.1. Способы повышения эффективности коммуникации – 2 часа

Качества личности, необходимые для успешного общения

Правила подачи обратной связи. Правила  принятия обратной связи. 

 

Тема 2.2. Техники эффективного общения – 7 часов

Техника активного слушания.

Техника «Я-высказывание».

Психотехника овладения инициативой в общении: прямое включение, экспрессия, юмор, неожиданность, прогнозирование реакции,  активизация сопереживания, сокращение коммуникативной дистанции, вовлечение в действие.

Психотехника «Создаем себе настроение».

Психологическая техника убеждающего воздействия: психотехнические приемы убеждающего воздействия, тактические и риторические методы аргументации.

Психологическая техника формирования аттракции (симпатии) в общении:

Психологический прием «Имя собственное»; психологический прием воздействия улыбкой; психологический прием «Золотые слова»; психологический прием «Терпеливый слушатель»

Трансактный анализ общения. Техники трансактного анализа общения.

  

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

 

Тема 3.1. Деловое общение и его особенности – 3 часа

Сущность делового общения и его специфические черты. Виды и формы делового общения.

Речевой этикет в деловом общении. Нормы делового общения.

Личный тайм-менеджмент. Правила распределения времени между различными видами деятельности.

 

 

Тема 3.2. Имидж делового человека – 5 часов

Понятие об имидже. Составляющие имиджа. Коммуникативные функции имиджа. Создание имиджа – элемент психотехники оказания влияния на окружающих.

Психологические особенности публичного выступления. Секреты успешного публичного выступления.

Собеседование при приеме на работу.

Составление резюме.


Литература:

1.      Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев – М.: Изд-во Центр ВЛАДОС, 2003. – 248с.
  1. Введение в психологию /Под ред. В.А.Петровского. – М.: Академия, 1995.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. – М.: Мир, 1992.
4.      Григорьева Е.В. Психология общения: Методическое пособие для учителей средних школ / Е.В.Григорьева. – Н. Новгород, 1994. – 55с.
  1. Дубровина И. В. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия», 2004
  2. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе: Учебно-методическое пособие для учителя. Экспериментальный учебный курс для подростков. — М., 1994.
  3. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии:  Учебное пособие. - Ульяновск, 2000. - 52 с.
  4. Карпинский  К.В. Психология  жизненного  пути  личности:  Учеб.  пособие /     К.В.Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002.  –  167 с.
  5. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002

10.  Мажников В. И. Конфликтология: Методические рекомендации по спецкурсу. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. – 40 с.

11.  Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 484 с.

  1. Основы общей психологии // Ефимова Н.С. — М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2011 -  288 с.
  2. Основы конфликтологии: Учебник (ГРИФ). — 2-е изд., перераб. и доп. // Козырев Г.И. — М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2010 - 240 с.

14.  Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебно-методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.

15. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. -М,1993.

16. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие // Ефимова Н.С. — М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2011 - 192 с.

17. Психология самопознания: Учебное пособие для старшеклассников и педагогической практики студентов. - Благовещенск: Изд-во Амурск. гос. ун-та, 1996.