Вторник, 30.04.2024, 07:52
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
опрос
Нужен ли в школе урок психологии?
Всего ответов: 19
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Карта урока

 

Дата                                            27.02.12

Предмет                                     Элективный курс «В мире психологии»

Тема                                           Психология – наука о душе.

Учитель                                     Федченко Екатерина Сергеевна

Класс                                          9

Продолжительность                 40 минут

Оснащение                                 мультимедийная презентация,

                                                     раздаточный материал

 

Цель урока         обеспечить знание учащимися  понятия «психология», изучить краткое  

                             содержание основных разделов психологической науки.

 

Задачи урока       1.  Раскрыть особенности психологии как науки;

                              2. Создать условия для развития внимания, памяти, мышления;

                              3. Создать условия для развития у обучающихся коммуникативной

                                  культуры;

                               4.Создать условия для воспитания сознательного и серьёзного отношения

                                  обучающихся к учебной  дисциплине, убеждая их в том, что полученные

                                  знания пригодятся им в будущей деятельности.

 

Методы                           словесный, наглядный, практический

Приемы                           рассказ, объяснение, демонстрация, «опрос-итог»

 

Ход урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Ресурсы, наглядные пособия

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

 

приветствие

 

2. Мотивация учащихся, постановка цели

Озвучивание цели урока

Слуховое восприятие, ответы на вопросы

 

3. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

Изложение нового материала

 

 

 

Слуховое восприятие, ответы на вопросы, запись основных моментов

Мультимедий-ная презентация, Раздаточный материал

4. Самостоятельная работа – выполнение теста

Инструктаж учащихся, обсуждение результатов

Выполнение психогеометри-ческого теста, обсуждение результатов

Раздаточный материал

 

5. Подведение итогов занятия

Формулировка вывода,

«опрос-итог»

 

 

Формулировка вывода;

Ответы на вопросы.


 

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -  «ЧеРо», 2005. – 336 с.

2. Дубровина И. В. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 464 с.

3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с

 

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, готовности к уроку.

2. Актуализация знаний: устный фронтальный опрос.

3. Изучение нового материала.

 

Сегодня я познакомлю вас с удивительной наукой психологией. Узнаем, что изучает эта наука, каковы её особенности, чем изучение психологии может помочь в жизни каждому из нас.

 

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

                                                    Миф о Психее.
              Не было на земле девушки нежнее, изящнее и прелестнее, чем Психея. Ведь само имя ее означало «душа» и «бабочка». Говорили, что если для рассказа о красоте любой женщины можно подобрать слова, то прелесть Психеи не поддавалась описанию простого смертного.
              И жители страны, где отец девушки был царем, и чужестранцы, привлеченные слухами о ее дивной красоте, толпами собирались, чтобы только взглянуть на нее. Увидев, они преклоняли перед нею колени, воздавали такие почести, как будто перед ними была богиня красоты. Наконец, люди так в этом уверились, что перестали посещать храмы Афродиты, не приносили больше жертв богине. Зато Психею осыпали цветами.
              Мучимая ревностью к счастливой сопернице, Афродита решила ее наказать. Она призвала к себе сына, крылатого бога любви Эрота, и приказала ему отомстить девушке, велела внушить чувство любви к человеку, недостойному ее. Но, увидев Психею, Эрот полюбил ее и не смог причинить ей вреда.
              Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты.

Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной.

Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.
       Психея представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки.

Слово "психология" образовано из греческих слов "психе" - душа, "логос" - наука.

Наука о душе - такое определение впервые было дано более 2 тысяч лет назад. Людей, занимающихся психологией, стали называть психологами.

Вопрос: что такое душа? Можно ли её потрогать, взвесить, измерить?

Человек - сложный организм, суть которого складывается из двух составных - это тело и душа.

Тело материально, осязаемо, его можно потрогать, увидеть и даже заглянуть внутрь. Оно изучается врачами и анатомами на протяжении веков. Сегодня в анатомическом атласе можно найти картинки самых глубинных и потаенных мест нашего тела. Благодаря наглядности органов возможно их лечение. Например, если болит зуб, то врач сделает рентгеновский снимок, определит заболевание и решит вопрос с лечением.

Душа, в отличие от тела, невидима, ее невозможно схватить руками. На первый взгляд к ней никак не подобраться - ни зарисовать, ни сфотографировать. Но, несмотря на свою эфемерность и трудность в изучении, душа привлекает к себе внимание ученых не менее, чем тело.

 

Сегодня Психология в ее современном понимании — это наука, изучающая психику, то есть свойство мозга отражать объективную действительность. Душа, как предмет изучения, осталась в поле зрения философов, писателей, поэтов.

            Что же конкретно изучает психология сегодня?  С уверенностью можно сказать, что психология занимается изучением самых больших тайн и загадок в мире.

Вопрос: А что самое-самое таинственное в мире??? Посмотрите на соседа по парте.

    Вы можете уверенно сказать, что знаете, о чем он думает, о чем мечтает, что чувствует в этот самый момент? Конечно, нет. Порой и в себе бывает не так легко разобраться – столько разных мыслей и чувств внутри каждого из нас. Поэтому именно человек, его внутренний мир – это самое загадочное и таинственное явление в мире. Наука психология приближает нас к разгадке, постижению некоторых из этих тайн.

Психология-наука удивительная
И во многом поучительная.
Человека всесторонне изучает,
Многие его тайны раскрывает.

Тайна первая – тайна познания мира. (подписываем первое крылышко бабочки)

Благодаря психологии можно узнать, как из новорожденного беспомощного младенца человек превращается в разумную и зрелую личность. Она расскажет вам, как мы познаем окружающий нас мир. Эту возможность нам дают познавательные процессы. К их числу относятся: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Чтобы хорошо учиться, нужно быть внимательными, иметь хорошую память. Также важно обладать активным мышлением. При низкой активности человек «не может сосредоточиться», «мысли другим заняты», «голова не работает».

Проверим и заодно потренируем ваши познавательные процессы.

«Вопрос-ответ»

Задание

Вопрос

1. Послушайте внимательно: «Пойдите в комнату № 325, в правом нижнем ящике стола возьмите статью «Правительство и левое движение в Англии», принесите ее»

Из правого или левого ящика стола следовало взять статью?

2. Таня просила мужа купить: мясо, масло, мыло, спички. Он купил: масло, сало, спички, мясо

Что муж забыл купить? (Мыло)

3. Запомните три числа: 36, 14, 52

В какой геометрической фигуре было число 14? (круг)

4.  Вы участвуете в соревнованиях и  обогнали последнего бегуна. На какой позиции вы теперь находитесь?

Ответ: Если вы ответили на предпоследнем – вы опять абсолютно не правы. Подумайте. Как можно обогнать бегуна, идущего последним? Если вы бежите за ним, значит он не последний. Ответ – это невозможно.

Тайна вторая – тайна самопознания. (подписываем второе крылышко бабочки)

Психология поможет вам
Лучше узнать себя
И дать ответы на вопросы
Кто? И какой я?

Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

Следующий тест немного приоткроет завесу тайны вашего внутреннего мира, позволит узнать некоторые свои личностные особенности.

4. Самостоятельная работа - выполнение теста.

Психогеометрический тест

Взгляните на следующие фигуры: (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, зигзаг)


Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место —это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Краткие психологические характеристики соответствующих форм личности

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Если вы выбрали для себя квадрат — фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г... Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал — распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.


ТРЕУГОЛЬНИК
Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Они — энергичные, сильные личности. В тесте Люшера они часто предпочитают зеленый цвет и рисуют елку, когда их просят нарисовать дерево. Треугольники, как и их родственники Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.

Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка), правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует ( с их точки зрения) достижению главной цели.


ПРЯМОУГОЛЬНИК

Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении 

КРУГ

Круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди. Круг — самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги — лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.

Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда — в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находятся власть. В одном Круги проявляют завидную твердость — если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.


ЗИГЗАГ

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий.

Вам, как и вашему ближайшему родственнику Кругу, только еще в большей степени, свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция — это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов.

«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.


Тайна третья – тайна общения (подписываем третье крылышко бабочки)

 А теперь оглянемся вокруг - сколько взрослых и сверстников рядом! Все они разного возраста, роста, с разным цветом глаз и характером. Как научиться успешно общаться с ними? Психология способна научить нас искусству общения. Да, именно искусству, так как общение — своего рода творческий процесс, который имеет свои заповеди. Прежде всего, нужно научиться уважать мнение каждого, научиться слушать и слышать собеседника.

  Как происходит общение между людьми? Как мы воспринимаем друг друга? Как узнать характер человека по жестам, мимике, интонации речи? На все эти вопросы все также ответы дает наука психология.

Тайна четвертая  – выбор жизненного пути. Принятие решения, «всё в твоих руках». (подписываем четвертое крылышко бабочки)

Чтение притчи:

        Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.
Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он.
         Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, живая у меня в руках бабочка или мёртвая?». И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:

- Скажи, живая или мертвая бабочка у меня в руках?
Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:
- Все в твоих руках.

 5. Подведение итогов занятия.

Вопросы для обсуждения:

1. Как переводится дословно термин «психология»?

2. Изучением чего занимается наука психология?

3. Как психология может помочь человеку в его жизни?

  Еще многие тайны человеческой души предстоит изучить этой удивительной науке.