Вторник, 21.05.2024, 01:37
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
опрос
Психология, по моему мнению, это...
Всего ответов: 53
Форма входа
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 15 » Понятие об ощущении и восприятии.
12:07
Понятие об ощущении и восприятии.

 

Раздел 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ      8 часов

Тема 2.1. Понятие об ощущении и восприятии. – 2 часа

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний – фронтальный опрос

3. Изучение нового материала.

К познавательным процессам человеческой психики относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Ощущение — основа знаний об окружающем мире, первичный психологический процесс в познании действительности. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств в данный момент.

С одной стороны, ощущения объективны, то есть зависят от внешних свойств раздражителя, поэтому окружающий мир воспринимается людьми более-менее одинаково (трава зеленая, дождь мокрый, камень твердый).

С другой стороны, в ощущениях есть и доля субъективности, обусловленная состоянием нервной системы и индивидуальными особенностями человека. Например, одному человеку музыка кажется громкой, а другому такая громкость — в самый раз. Кто-то боится грома (он просто очень громкий, но, в принципе, не опасный), а кто-то — мышку (хотя она маленькая и слабенькая).

 Виды ощущений

Из уроков биологии вы знаете, что ощущения имеют рефлекторный характер. При воздействии на рецептор раздражителя по проводящим нервным путям в мозг идет сигнал, попадающий в определенный участок коры больших полушарий, откуда затем сигнал поступает к органу, реагирующему на раздражение.

Каждый рецептор реагирует на определенный тип раздражителей. Поэтому можно выделить следующие виды ощущений:

— зрительные — возникают под воздействием световых лучей на сетчатку глаза;

— слуховые — вызываются звуковыми волнами речи, музыки или шума;

— вибрационные — способность улавливать колебания упругой среды (вода, воздух, земля, предметы); это разновидность слуховой чувствительности, слабо развитая у человека, но используемая дельфинами, летучими мышами и др. (эхолокация, ультразвук);

— обонятельные — отражают запахи окружающих предметов;

— вкусовые;

— кожные: тактильные (ощущение прикосновения), температурные и болевые. Очень чувствительны к прикосновениям ладони, кончики пальцев и губы — ими мы осязаем. Болевые ощущения имеют сильную эмоциональную окраску — их хорошо слышно или видно другим людям. Температурная чувствительность различна на разных участках тела: наиболее чувствительна к холоду спина, наименее — грудь;

— статические — сигнализируют о положении тела в пространстве;

— органические — чувство голода, жажды, насыщения, боли, сексуальные ощущения.

При особых состояниях психики и организма человека могут возникать псевдоощущения — галлюцинации, когда раздражитель отсутствует, а ощущение — есть (мираж, видения, «голоса», бред и т. п.).

4. Практическая работа – выполнение упражнений на определение ощущений

Упражнение «Фиксация ощущений» Закройте глаза и в течение 5 минут сидите молча. В это время сосредоточьтесь на своих ощущениях: звуки (рядом и далеко), запахи, температура, сигналы тела. Постарайтесь уловить как можно больше ощущений. Затем в течение 5 минут запишите их в тетрадь по видам (слуховые, обонятельные, телесные и т. д.). Пусть несколько человек прочитают замеченные ими ощущения вслух, а остальные — дополнят. Кто ощутил различных раздражителей больше всех?

Обсуждение. Какие ощущения труднее всего заметить? Как влияет отсутствие зрительных ощущений на восприятие мира?

Упражнение «Тактильный контакт» Выполняется в парах. На спине своего партнера рисуют пальцем, не отрываясь, что-нибудь простое: букву, цифру, знак, несложную фигуру (солнышко, цветок). Надо угадать, что нарисовано. Затем поменяйтесь ролями.

Обсуждение. Какие ощущения чувствуются лучше, какие — хуже? Какие чувства испытываешь, «лишаясь» какого-то ощущения (слуха, зрения и т. д.)?

 

5. Изучение нового материала

Восприятие — это следующий за ощущением, более высокий уровень познания окружающих предметов и явлений.

Восприятие происходит одновременно с ощущением. Информация от органов чувств — различные ощущения, — являются «материалом» для процесса восприятия, его элементами.

Если ощущение — это отражение отдельных свойств и качеств предмета (что-то блеснуло вдалеке, какой-то звук донесся), то в процессе восприятия у человека возникает целостный образ вещей и событий.

Образно можно сказать, что ощущение отвечает на вопрос «какое?», а восприятие — на вопрос «что это?».

Ощущение                                                     Восприятие

Какое?                                                            Что это?

отражение отдельных свойств                      целостный образ вещей и событий.

и качеств предмета

 

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных частей и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Широко известна притча о мудрецах, которые с завязанными глазами ощупывали слона, пытаясь определить, что это. Один обхватил ногу и сказал: «Это столб». Другой ощупал кончик хобота и сказал: «Это труба». Третий провел по хвосту: «Это веревка». А четвертый попытался обхватить туловище и уверенно изрек: «Это стена». Когда же с них сняли повязки, то все хором воскликнули: «Да ведь это слон — как же мы не узнали!». Эта метафора очень точно характеризует сущность восприятия.

Образ предмета, получаемый в результате восприятия не только целостен, но и субъективен — одну и ту же совокупности свойств или качеств предмета разные люди объединяют в разные целые, особенно если предмет трудно узнаваем (в силу размытости контуров, неопределенности формы, нечеткости изображения, неизвестности и т. п.).

Каждый из нас смотрел на облака и узнавал в них какие-то особенные изображения, между тем как другие люди видели в них другие фигуры.

 

В составе процесса восприятия можно выделить четыре операции:

1) обнаружение — исходная фаза, на которой человек может лишь определить, есть ли воздействие;

2) различение — выделение в предмете интересующих человека признаков;

3) идентификация — сопоставление предмета с одним из известных человеку образцов;

4) опознание знакомых объектов.

 

Восприятие — очень быстрый процесс. Эта быстрота эволюционно обусловлена и необходима для выживания и ориентировки в окружающим мире: если кошка будет долго «распознавать», не мышка ли это перед ней бежит, то останется голодной. Последовательное протекание всех операций восприятия часто кажется мгновенным. Например, вы «ловите» маршрутку:

1) вы видите, что едет машина с каким-то, пока не видным, номером — возможно, вашим (обнаружение);

2) вы всматриваетесь в номер, пытаясь увидеть очертания цифр (различение);

3) приближаясь, черточки начинают приобретать знакомые очертания и становятся похожими на определенные цифры (идентификация);

4) вы узнали номер маршрутки. Это не ваша!

В зависимости от того, что является объектом восприятия, можно выделить следующие его виды:

— восприятие предметов,

— времени,

— движений,

— отношений между предметами,

— пространства,

— человека.

Восприятие предметов происходит, в основном, за счет восприятия формы, так как она является наиболее надежным признаком вещи, остающимся неизменным при изменениях цвета, величины, положения предмета. Формой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Форма бывает трудно различимой, и не только в силу сложных очертаний самой вещи. На восприятие формы может влиять множество других объектов, обычно находящихся в поле зрения и могущих образовывать самые причудливые сочетания. Иногда непонятно, принадлежит ли данная часть этому предмету или другому, какой предмет эти части образуют. На этом построены многочисленные иллюзии восприятия, когда предмет воспринимается не таким, какой он есть на самом деле, — по объективным характеристикам (больше или меньше, легче или тяжелее, светлее или темнее). 

При восприятии времени минута кажется длиннее, если мы пристально следим за бегом секундной стрелки. При воздействии алкоголя или наркотиков оно замедляется (отсюда множество историй о «заторможенности» восприятия наркоманов). Время, насыщенное приятными эмоциями, событиями, активной деятельностью, вспоминается как более продолжительное. Отрезок времени, в течение которого ничего не произошло,

 

помнится «пустым», «бесследно пролетевшим». Все воздействия, ускоряющие процессы в организме (медикаменты, эмоции, события), ускоряют для нас и течение времени.

 

Упражнение «Чувство времени». Все закрывают глаза. Учитель подает сигнал: «Начали!». Надо постараться уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Просто откройте глаза и поднимите руку, как только, с вашей точки зрения, прошла минута. Каждый продолжает сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. В зависимости от того, раньше, вовремя или позже ученик поднял руку, учитель знаком показывает, какой значок ему следует отметить в тетради: -, 0 или +.

 

Обсуждение. Как у вас развито чувство времени? Хотелось бы вам что-либо изменить в связи с этим и как это можно сделать (пусть подскажут одноклассники)? Приведите примеры случаев искажения восприятия времени в вашей жизни.

Известна иллюзия при восприятии движения, когда сидя в вагоне стоящего поезда и наблюдая в окно движущийся другой поезд, кажется, будто едешь сам.

 

6. Подведение итогов занятия

Вывод: Ощущения и восприятие — основа чувственного познания окружающего мира.

           Вопросы для обсуждения:

1.  Что такое ощущение? Какова его функция?

2.  Как делятся ощущения по виду раздражителей, их вызывающих?

3. Приведите примеры ложных ощущений.

4. Что такое восприятие? Как оно связано с ощущением?

5. Какие виды восприятия вы знаете?

Просмотров: 4332 | Добавил: Katerin_Ka | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: