Пятница, 17.05.2024, 17:50
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
опрос
Пользуетесь ли Вы услугами психолога?
Всего ответов: 15
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Ценностные ориентации личности 10 класс

Тема: Ценностные ориентации личности

Ход урока

1. Орг.момент

2. Актуализация знаний

2. Изучение нового материала

1. Понятие о ценностных ориентациях и их классификация

Во все времена люди не только рассказывали друг другу о своей повседневной жизни, но и размышляли о глубоких проблемах, ценностях и смыслах.

Ценность - мера важности и значимости какого-либо объекта для человека.

 

Ценностные ориентации личности – это система установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении.

 

Психологи придерживаются взгляда, что общее число ценностей, являющихся достоянием человечества, относительно невелико. Однако их соотношение и индивидуальная значимость уникальны для каждого человека.

У каждого — своя собственная система, или ИЕРАРХИЯ ценностей, в рамках которой возможны свои предпочтения. Так, могут быть более значимы ценности самореализации (как правило, в профессиональной сфере — это интересная работа, активная, деятельная жизнь, продуктивная жизнь, творчество), а могут — ценности, связанные с личной жизнью (здоровье, любовь, семья, друзья, развлечения). Возможны и другие варианты: предпочитаются ценности индивидуальные (свобода, здоровье, активная жизнь, творчество, материальная обеспеченность) или ценности межличностные (семья, друзья, счастье других), конкретные ценности (здоровье, работа, семья, друзья) или абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество), ценности "активные” (активная деятельная жизнь, продуктивность) или ценности "пассивные” (красота, жизненная мудрость).

Традиционно различают два класса ценностей:

1) Ц-ЦЕЛИ - убеждения в том, что конечная цель жизни стоит того, чтобы к ней стремиться;

2) Ц-СРЕДСТВА - убеждения в том, что какой-то способ действий или свойство личности является лучшим в любой ситуации.

 

2. Формирование иерархии ценностных ориентаций

Первым и важнейшим источником формирования ценностей для каждого человека становятся его родители, воздействие которых в детстве сказывается на системе ценностей в течение всей жизни. В дальнейшем на формирование ценностей оказывают влияние все большее число людей, являющихся представителями самых разных социальных групп — школьный класс, учителя, друзья, компании, коллеги по работе, общественные организации и объединения и т.д. Свою немалую лепту вносят и книги, кинофильмы, телевидение и другие СМИ.

 

Переломный момент в формировании индивидуальной системы ценностей — кризис переходного возраста, в ходе которого пересматриваются и часто безжалостно отвергаются родительские ценности, формируется собственная относительно целостная и устойчивая система ценностей. Эта система будет определять выбор профессии и карьеры, основные жизненные цели и приоритеты.

 

Каждый раз, вступая в новую социальную среду — приезжая в другую страну, поступая на новую работу, продвигаясь вверх или вниз по лестнице материального благополучия, — мы сталкиваемся с иной, нежели наша, системой ценностей. Чем больше различие, тем более сложен и болезнен процесс адаптации в новой среде. Часто его результатом становится изменение индивидуальной системы ценностей — порой неожиданное и даже нежелательное. Достаточно вспомнить изменения, произошедшие с многими из тех, кто приобщился к среде "новых русских”.

 

Похожие процессы имеют место и при вступлении в значимые межлично­стные отношения, особенно в семейную жизнь. Расхождение системы ценностей между супругами может стать основой трудноразрешимых, а часто и неразрешимых проблем в семейной жизни. Чем больше различия социальной среды, в которой воспитывались и жили супруги, тем больше будут различаться их индивидуальные системы ценностей. Анализ и сопоставление этих систем помогает пролить свет на источники семейных конфликтов и сложностей.

 

3. Самостоятельная работа – выполнение теста «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнова)».

 

 Назначение. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентации личности в реальных условиях жизнедеятельности.

 Инструкция. Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отве­чать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно проставить рядом с номером вопроса.

   Обработка и интерпретация результатов

Степень выраженности каждой из ценностных ориентаций личности определяется с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а резуль­тат записывается в графе «?».

По результатам обработки индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по 6-балльной системе), а по гори­зонтали - виды ценностей.

1. Приятное времяпрепровождение, отдых.

2. Материально обеспеченная жизнь.

3. Помощь и милосердие к другим людям.

4. Любовь.

5. Слава (высокий социальный статус и управление людьми).

6. Семья.

7. Общение.

8. Здоровье.

 

Обсуждение взглядов М. Веллера на то, как большинство людей обходится с основными ценностями.

 

Здоровье. Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.

 

Счастливая семейная жизнь. Ругаются, тиранят родных, лгут, изменяют, «заначивают» деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные интересы и дела настолько, что для семьи уже нет времени.

 

Материально обеспеченная жизнь. Проигрывают в азартные игры всё. Пускаются в афёры и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пропивают. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжёлый час идут по миру.

 

Интересная работа. Большинство людей к своей работе равнодушны или, более того, ненавидят её. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются чёрной поденщиной – ради денег, которые в таком количестве не являются для них строго необходимыми.

 

Любовь. Если все люди хотят любить и быть любимыми – то уже просто по закону больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь убеждает нас в том, что ничего подобного. Почему, зачем эта «главная ценность» связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий?

 

Карьера. Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попрёки, переступать через людей – и на это ты хочешь потратить свою жизнь?

 

Слава. Разорённые страны и 2 миллиона трупов в итоге. Вот Вам непревзойдённая слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усердно тренируйтесь в плевках – и попадёте в Книгу рекордов Гиннесса. Спортивная слава – угробленное здоровье, укороченная жизнь и режим, полный тяжелейшего труда и жестких ограничений. И что спортсмен скажет во вратах небесных Апостолу Петру? «Что ты делал в жизни?» - «Я прыгал в длину».

 

4. Подведение итогов.

Вопросы для обсуждения:

1) что такое ценностные ориентации?

2) что влияет на формирование ценностных ориентаций?

3) под влиянием чего может измениться иерархия ценностных ориентаций?


Литература:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -  «ЧеРо», 2005. – 336 с.

2. Дубровина И. В. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 464 с.

3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с



Категория: Мои статьи | Добавил: Katerin_Ka (04.02.2012)
Просмотров: 6004 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: