Пятница, 17.05.2024, 21:21
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
опрос
Нужен ли в школе урок психологии?
Всего ответов: 20
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Мышление.

Тема: Мышление. – 2 часа

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний – устный опрос.

3. Изучение нового материала.

ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ

Если бы человек познавал мир только с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, он никогда бы не сделал открытий, которые возвысили его над миром животных. Наравне с органами чувств у нас есть особое средство познания — мышление.

Мышление — это активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации и деятельностью, направленной на ее решение.

Мыслительные навыки формируются у человека только при жизни в человеческом обществе, они не даются от рождения. Известны случаи, когда человеческие дети вырастали среди животных. Их поведение ничем не отличались от звериного, и в дальнейшем почти не удавалось научить их говорить, уже не говоря о том, чтобы рассуждать и анализировать.

Очень важно развивать ребенка в течение первого года жизни. Самым важным периодом, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь), является первые 5 лет жизни. В дальнейшем развить что-то оказывается намного сложнее.

Мышление интенсивно развивается до юношеского возраста (20-24 года). Пик его продуктивности приходится на 30-40 лет. Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне.

Людям среднего возраста, ведущим активный образ жизни, занимающимся интересным делом, продолжающим познавать мир вокруг себя, их ум верно служит на протяжении многих лет. У тех же, кто остановился в своем развитии, утратил интерес и цель жизни, сосредоточился на еде и отдыхе, быстро дряхлеет тело и ум. Именно с тем, что основная масса людей, вырастив детей и уйдя на пенсию, считает свою жизненную миссию выполненной и не видит смысла в дальнейшем существовании, и связан миф о том, что после 40-50 лет человек деградирует.

 Мышление — это функция мозга; как и любая часть тела и психики, если ею не пользоваться, она теряет свою силу.

Упражнение «Определение активности мышления».

Активность мышления — это степень его продуктивности в решении задач различного типа; один из самых важных показателей, свидетельствующий о сохранности, действенности, нормальном психофизиологическом и эмоциональном состоянии человека. При низкой активности человек «не может сосредоточиться», «мысли другим заняты», «голова не работает».

1.                В течение минуты составьте и запишите предложения из четырех слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л». Например: «Постепенно Исчезли Опавшие Листья». Подсчитайте количество правильно составленных предложений.

2.                          «Вопрос-ответ»

Задание

Вопрос

1. Послушайте внимательно: «Пойдите в комнату № 325, в правом нижнем ящике стола возьмите статью «Правительство и левое движение в Англии», принесите ее»

Из правого или левого ящика стола следовало взять статью?

. Таня просила мужа купить: мясо, масло, мыло, спички. Он купил: масло, сало, спички, мясо

Что муж забыл купить? (Мыло)

6
 
3. Запомните три числа:36, 14,52




 

В какой геометрической фигуре было число 14? (круг)

 Вы участвуете в соревнованиях и  обогнали последнего бегуна. На какой позиции вы теперь находитесь?

Ответ: Если вы ответили на предпоследнем – вы опять абсолютно не правы. Подумайте. Как можно обогнать бегуна, идущего последним? Если вы бежите за ним, значит он не последний. Ответ – это невозможно.

4. Практическая работа

Познавательные процессы, мышление, творческие способности, а также другие проявления психической жизни человека, в том числе поведение, связаны с работой мозга. Человеческий мозг – это, быть может, самая сложная из живых структур во Вселенной. При первом взгляде на головной мозг можно сразу заметить два крупных парных образования – их называют левым и правым полушариями мозга.

Функции левого и правого полушарии в ряде случаев симметричны: левое отвечает за движения правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое – за движение левых конечностей и все виды чувствительности с лева. Однако высшие психические функции соотносятся с правым и левым полушарием по-разному. Поэтому говорят о специализации полушарий.

Всем известно, что два полушария человеческого мозга работают по-разному: левое полушарие отвечает за логические и лингвистические стороны умственных операций, а правое полушарие - за их образность, целостность и эмоциональность.



У человека может доминировать правое или левое полушарии. Выделяют даже отдельные типы людей: художественный тип (правополушарный) и мыслительный тип (левополушарный).

Однако такое яркое доминирование одного из полушарий встречается достаточно редко, у большинства людей оба полушария работают синхронно, и специализация проявляется не так явно.

Учащимся предлагается выявить свою принадлежность к "художникам” или к "мыслителям”, проведя несложный экспресс-анализ.

1. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

2. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, ели вы закрываете правый (П) глаз или левый (Л)? Запишите результат.

3. Станьте в "позу Наполеона”, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху? Запишите результат.

4. Попробуйте изобразить "бурные” аплодисменты. Какая ладонь сверху? Запишите результат

Интерпретация:

1. Если Ваш «правополушарный» (П) результат превышает «левополушарный» (Л), то значит, Вы принадлежите к логическому типу -  «мыслитель». Вы, вообще-то, оптимист и считаете, что большую часть  своих проблем решите самостоятельно. В работе, учебе и житейских делах полагаетесь чаще на расчет, а  не на интуицию. Испытываете больше доверия и к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.

Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой Вы стремитесь, требует именно логических способностей, то Вам повезло.   Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом, водителем, чертежником….  Продолжите список сами.

2. Если Ваш «левополушарный» (Л), результат превышает  «правополушарный» (П) то значит, что Вы человек художественного типа -  «художник». Предпочитаете полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманываетесь. Общительны, можете продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.д.).

Вас ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению – художник, актер, архитектор, врач, учитель, дизайнер… Продолжите список сами.

3. Перед человеком, в равной степени сочетающем в себе признаки логического (Л) и художественного мышления (П), открывается  широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец, хирург и модельер – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

Таблица "Основные характеристики полушарий".

Левое полушарие (мыслитель)

Хорошая память на имена

Держат свои чувства и мысли при себе

Предпочитают делать одно дело

Серьезны, не остроумны

Ценят аккуратность в себе и в других

Обладают устойчивым вниманием

Не склонны к риску, осторожны

Следуют предписаниям

Любят читать, для них книги всегда лучше, чем фильмы

Правое полушарие (художник)

Хорошая память на лица

Охотно делятся своими переживаниями

Любят делать много дел одновременно

Остроумны, большие шутники

Хорошо переносят суматоху,  

неорганизованны

Невнимательны, "витают в облаках"

Рисковые, с авантюрной жилкой

Не любят предписаний

          Любят рисовать

Естественно, что вы найдете свои особенности, как в левой, так и в правой колонке таблицы, ведь у каждого из нас развиты оба полушария. Но в одной из колонок вы увидите гораздо больше своих черт и особенностей. Скорее всего, это будет означать, что данное полушарие у вас развито лучше.

Следующие тренировочные упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма (выполняются вместе с учителем).

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак – ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

4. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5 «Мясорубка – швейная машина»

(Одновременно одной рукой быстро крутим швейную машину, другой – медленно - мясорубку).

 

6.  «Одновременное письмо»

(-одной – крестик, другой – круг;

- одной – букву «А», другой – букву «О»;

-одной – букву «Н», другой – букву «М» и т.д.;

- одной – число «1», другой – число «4» и т.д.).

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА МЫШЛЕНИЯ (модификация методики Г.С. Никифорова)

 

Тип мышления — это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

Методика состоит из 32 утверждений и позволяет узнать ведущий тип мышления (предметно-действенный, абстрактно-символический, словесно-логический или наглядно-образный), то есть индивидуальный способ преобразования информации. Тип мышления накладывает отпечаток на стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.

Инструкция. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке рядом с номером поставьте плюс, если нет — минус.

Высказывания

1.              Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2.              Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.

3.              Я люблю читать книги.

4.              Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5.              Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

6.              Я люблю играть в шахматы.

7.              Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

8.              Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.

9.              Мне нравится все делать своими руками.

10.          В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

11.          Я придаю большое значение сказанному слову.

12.          Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.

13.          При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

14.          Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

15.          Мне интересна работа ведущего теле-, радиопрограмм, журналиста.

16.          Мне легко представить предмет или животное, которого нет в природе.

17.          Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.

18.          Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

19.          Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.

20.          Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

21.          Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

22.          Я понимаю красоту математических формул.

23.          Мне легко говорить перед любой аудиторией.

24.          Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

25.          Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

26.          Мне интересно было бы расшифровать тайные знаки.

27.          Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

28.          Я понимаю красоту природы и искусства.

29.          Мне нравится работа, требующая физической активности.

30.          Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

31.          Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

32.          Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.

 

Обработка результатов

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строчек и запишите это число в клетках с буквами П-Д, А-С, С-Л, Н-О. Чем выше балл, тем ярче выражен тип мышления (0–2 балла — слабая выраженность, 3–5 — средняя, 6–8 — высокая).

Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям, которые усваивают информацию через движения. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление развито у спортсменов, танцоров, артистов.

Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые, которым легко усваивать информацию в виде знаков, кодов и формул, которые нельзя потрогать или представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с хорошим речевым развитием. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению руководители, политики, ученые, переводчики, преподаватели, писатели, журналисты формулируют свои мысли и доносят их до людей.

Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

Мышление, сочетающее выраженные признаки нескольких типов, называется синтетическим.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ

 

  КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ

·  Информация для мышления — все равно, что пища для тела. Источники информации — общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, Интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.

·  Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.

·  Мышление и речь — неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.

 

      5. Подведение итогов занятия.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое мышление?

2. Каковы функции правого полушария головного мозга?

3. Назовите функции левого полушария головного мозга.

4. Какие типы мышления вы знаете?

5. Как можно развивать мышление?

Литература

       1. Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев – М.: Изд-во Центр ВЛАДОС, 2003. – 248с.
  1. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе: Учебно-методическое пособие для учителя. — М., 1994.
  2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002.

4.      Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 484 с.

  1. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. — М.: Ось-89, 2002.



Категория: Мои статьи | Добавил: Katerin_Ka (03.03.2012)
Просмотров: 4449 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergPinty  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/proizvodstvo-svarnykh-konstruktsiy/>какие металлические профили используются в конструкциях консолей</a>

Имя *:
Email *:
Код *: