Вторник, 21.05.2024, 09:26
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
опрос
Пользуетесь ли Вы услугами психолога?
Всего ответов: 15
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Понятие о характере. 9 класс

Тема Понятие о характере.

Проблема «нормального»  характера

 

Ход урока

 

1. Орг. момент, мотивац. начало

 

2. Изучение нового материала – знакомство с информационным блоком «Понятие о характере»

 

1. Что такое характер?.

К какому понятию относятся следующие определения?

Волевой, Легкий, Сильный, Слабый, Склочный, "Сибирский”, "Золотой”

 

Индивидуальные особенности поведения человека определяются его характером.

Как говорили древние люди, характер - это печать человека, "отпечаток”, приобретаемый в процессе воспитания и самовоспитания.

Характером называют совокупность качеств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношение к окружающей действительности.

           

В старинных пьесах имена и фамилии персонажей помогали зрителю понять, каков у них характер. Это были «говорящие фамилии»: Правдин был правдив, Простаков – простоват, а Молчалин – скрытен.

Когда мы даём кому-то характеристику, то тоже называем черты этого человека, самое главное в нём. Мы знаем, что этот человек честен, а этот лжив, этот скромен, а тот заносчив, этот щедр, а тот скуп. Но присмотримся внимательно к людям, которых оцениваем. У нас не получится, как в тех пьесах с «говорящими фамилиями», что глупый только глуп, а грубый только груб.

Чем больше мы узнаём о человеке, чем он нам ближе, тем больше его качеств мы видим и называем. Иной раз они сплетаются в очень сложный узел. Бывает, что хорошее соединяется с недобрым. Различные свойства, качества, черты пересеклись в одной точке – в человеке, и получился характер. У каждого свой. Но одни черты в нём главные, другие – второстепенные. По главным чертам можно разделить характеры. Назвать одних мужественными, других – беспечными, третьих – терпеливыми.

Характер – это черта, признак, примета, особенность человека.

 

Виктор Гюго, французский писатель заметил, что у каждого человека три характера:

первый тот, который он сам себе приписывает;

второй тот, который ему приписывают окружающие его люди;

третий тот, который у него есть в действительности.

 

2. Формирование характера

А как же происходит формирование характера? От чего он зависит?

Некоторые родители считают, что главным является наследственность, так как у ребёнка проявляются черты, сходства в поведении с родителями, даже знакомые говорят: «вылитый отец», или «вылитая мать». Вы слышали такое?

А как считают учёные? Учёные выяснили, что большое влияние на формирование характера имеет окружающий мир, люди, с которыми мы живём, работаем, отдыхаем, общаемся. Вот почему для формирования характера требуется специальное воздействие, то есть воспитание, чтобы ребёнок приобрёл нужные, правильные черты характера. Большое влияние на характер оказывают часто переживаемые человеком психические состояния: радости или душевного подъёма или, наоборот, тоски и упадка. Повторяясь, они иногда становятся чертами характера. Поэтому для выработки нужной черты характера, человека нужно чаще ставить в такие ситуации. Например, ленивого человека можно сделать прилежным, если часто ставить его в такие ситуации, чтобы он достигал успеха, испытывал от этого чувства радости, удовлетворения и изменил бы своё отношение к труду.

 

3. Сферы проявления характера

В чём же проявляется характер человека?

Характер проявляется в поведении человека, в том, как человек реагирует на поступки других людей. Манера общения может быть грубой или вежливой, тактичной или бесцеремонной.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, которые определяют отношение человека к людям, к выполняемой работе. И поэтому, характер, прежде всего, проявляется в деятельности, в труде или в учёбе. И если эта работа требует много времени, терпения, тем полнее раскрывается характер человека, который выполняет эту работу.

Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать эти препятствия и трудности; другие выбирают наиболее простые и лёгкие пути. Для одних людей очень важно, существенно, с каким результатом они выполнили ту или иную работу, удалось ли им превзойти других людей, то есть сделать её лучше, интереснее. Другим же совершенно безразлично, и они довольны тем, что справились с работой, даже если плохо.

 

4. Проблема «нормального характера»

Поскольку характер – это неповторимое сочетание устойчивых черт личности, то говорить о том, какой характер «нормальный», а какой «ненормальный» - некорректно. Каждый характер уникален, своеобразен, то есть по определению не может быть «нормальным», соответствующим какой-то средней величине-норме.

 

5. Характер и профессия.

Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нём способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя всю свою волю и настойчивость, целеустремлённость и упорство.

А как вы думаете, имеет ли характер человека значение при выборе профессии?

Да имеет. Ведь у каждой профессии свой характер.

Авиадиспетчер должен очень быстро принимать решения, следить сразу за несколькими самолётами в воздухе и при этом не уставать, не отвлекаться в течение нескольких часов, а иначе может случиться авиакатастрофа.

От учителя требуется настойчивость и терпение, требовательность и ласка. Без этого ученик ничему не сможет у него научиться.

Хороший врач должен быть решительным, добрым, отзывчивым. Он должен не только знать, где и что болит у его пациента, он обязан иметь полное представление о человеке, которого берётся лечить: и где тот работает, и сколько у него детей, и какие он любит фильмы. Сидит ли перед телевизором, или занимается спортом – словом, всё, до последней точки. Если, конечно, врач – настоящий доктор! Ведь лечат не болезни, лечат людей.

 

            6. Рекомендации по выработке характера

                  Умейте критично оценивать достоинства и недостатки своего характера, поведения.

                  Убеждайте себя в необходимости стать лучше, добрее, справедливее (убеждение – это выбор линии поведения).

                  Внушайте себе: "Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать”.

                  Рассуждайте перед сном: "День прожит и не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра”.

                  Держитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впадайте в хандру.

                  Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.

 

3. Работа в режиме тренинга

Упражнение «Скалолаз»

Цель упражнения: снятие напряжения и формирование положительного настроя на будущую совместную деятельность.

Правила: группа встаёт вдоль воображаемой линии. За линией находится пропасть. Стоящие вдоль линии участники - это "скала". Все по очереди пытаются пройти по скале так, чтобы не упасть в пропасть. "Скала" со всевозможными выступами и препятствиями. Участники, стоящие вдоль линии, крепко держатся друг за друга. Упавший в пропасть становится зрителем.

Рекомендации ведущему: следует стимулировать активное участие всех членов группы, а также поучаствовать самому.

Продолжительность упражнения: 10-15 минут.

Психологический комментарий: данное упражнение  несет в себе диагностическую нагрузку - количество всевозможных "выступов" позволяет сделать выводы об агрессивности отдельных учащихся по отношению к группе.

Упражнение «Аукцион»

Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в аукцион. Товары, которые продает и принимает продавец - это человеческие качества характера.

Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные.

 Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

 

4. Подведение итогов

Вопросы для обсуждения:

Что такое характер? В чем он проявляется? Что влияет на формирование характера у человека? Существует ли нормальный характер?

 

 

-Я хочу рассказать вам притчу:

 

Очень давно жили два мудреца. Слава о них шла по всему миру. Но один мудрец очень завидовал другому. Он решил придумать такой вопрос, чтобы все жители усомнились в мудрости второго мудреца. Возьму бабочку в ладони, решил мудрец и скажу: "О великий мудрец, в моих руках бабочка. Скажи, живая она или мертвая?”

Если Мудрец ответит, что живая, я сожму ладони и раздавлю бабочку, а если скажет, что мертвая – выпущу её из рук, и все увидят какой он "Мудрец”.

Люди собрались на площади, и Мудрец задал свой вопрос другому Мудрецу:

– О великий мудрец, в моих руках бабочка. Скажи, живая она или мертвая?

Мудрец помолчал, а затем коротко произнес:

– Все в твоих руках!…

 

Вывод:

 

– Каждый в жизни выбирает свой путь.

Посеешь привычку, пожнешь – характер.

Посеешь характер, пожнешь – судьбу.

 

Наша жизнь многообразна, каждый день, если он наполнен делами, встречами, учёбой, даёт возможность узнать себя и других. Характер не падает с неба. Он закаляется жизненными испытаниями. Работа над собой способна сделать из вас человека вашей мечты.

 

У вас ещё много времени впереди, чтобы поработать над собой, изменить те черты характера, которые вам не нравятся,… Желаю вам удачи!

 

Завершающее упражнение «Спасибо!»

 

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -  «ЧеРо», 2005. – 336 с.

2. Дубровина И. В. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 464 с.

3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с

Категория: Мои статьи | Добавил: Katerin_Ka (05.02.2012)
Просмотров: 3665 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: