Главная » Статьи » Мои статьи |
Тема Понятие о конфликте.
Ход урока
1. Орг. момент, мотивац.начало
Ассоциативный ряд со словом „конфликт".
Инструкция: «…Сегодня мы с вами занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте с кем-нибудь, тем, кто не знает, не представляет себе, что это такое — конфликт… Никто из нас не встал. Все мы были в конфликтах и легко можем представить себе, что чувствует человек, находясь в этой непростой ситуации.
Итак, на что же „похож" конфликт?»… (Передача эстафеты — ответы учащихся.) Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово „конфликт". Какой образ подсказывает ваше воображение?»
После первого ряда произвольных ассоциаций можно провести следующие: — если конфликт — это мебель, то какая?.. — если конфликт — это посуда, то какая?.. — если это одежда…
Рефлексия. В ходе обсуждения ведущий задает вопрос: «Для чего мы делали это упражнение?» Важно отметить, что ассоциации были выражением определенного эмоционального состояния, вызванного словом „конфликт". Для того чтобы управлять своим эмоциональным состоянием в ситуации конкретного конфликта, надо хотя бы определять характер этих эмоций, их глубину и степень влияния на поведение.
2. Изучение нового материала
1. Понятие и виды конфликта Конфликт – это:
Конфликт — одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной. Неужели конфликты — это необходимый атрибут человеческого общества?
Обсуждение. Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему? Конфликт — это хорошо или плохо?
При взгляде на противоречивость и многообразие человеческой природы, становится ясно, что жизнь людей немыслима без конфликтов, но все ли конфликты так необходимы в нашей жизни? Конфликты можно разделить на два типа: — реальные, — надуманные (нереалистические).
Виды конфликта: 1. Внутриличностный конфликт Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Межгрупповой конфликт. Общество состоит из множества
формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты.
Например, между учащимися разных школ. Межгрупповые конфликты
сопровождаются: Социальный конфликт —выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов; 2. Стили поведения в конфликте
Упражнение «Встреча на узком мостике» Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть. Смысл: упражнение – модель конфликтной ситуации. Каждый действовал определенным образом, так и в конфликте каждый ведет себя по особому, придерживаясь определенного стиля поведения или стратегии. Всего выделяют пять основных стилей поведения в конфликте:
1 – соперничество (борьба, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Девиз: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». 2 – сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Девиз: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть». 3 – компромисс как уступка с обеих сторон. Девиз: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть». 4 – избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к координации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Девиз: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю». 5 – приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Девиз: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
3. Способы разрешения конфликта
Итак, выйти из конфликта можно пассивно (избегая его) или активно (агрессивно обороняясь или нападая). В первом случае, уже после конфликта, можно еще долго переживать, что не сообразил, как ответить на хамство или обиду, не успел, не заметил, не … и еще много всяких «не»; настроение испорчено, чувствуешь себя униженно, сомневаешься в своих силах, недоволен собой. Налицо — моральный ущерб. Во втором случае есть серьезная опасность пострадать физически (или морально), если противник окажется сильнее. Опять-таки — моральная или физическая травма. Что ты выиграл такой стратегией выхода из конфликта? Ничего. Для разрешения конфликта есть пять шагов: 1. Прояснение конфликтной ситуации. 5. Выполнение решения; проверка. 3. Этап приобретения практических навыков – групповая работа «Разрешение конфликта» по алгоритму Примеры конфликтных ситуаций: 1. Шура и Саша – соседи. Шура поздно вечером слушает музыку, включая ее на полную громкость. Учится он во вторую смену и потому утром может подольше поспать. Саша учится в первую смену и встает очень рано. По утрам он собирается очень шумно, и своим шумом будит Шуру. Советы Шуре: пойти навстречу Саше и в
9-10 часов вечера делать музыку тише, купить наушники, позвать Сашу в гости и
вместе с ним слушать музыку. 2. Вы с другом нашли щенка, и каждый хочет взять его себе.
3. На рынке вы купили бракованный товар. Брак вы заметили только дома. Когда вы пришли его менять, вам отказали.
4. Вика долго и обстоятельно готовилась к контрольной работе, подготовилась хорошо. Наташа к контрольной не готовилась. Во время контрольной работы у Вики и Наташи один вариант. Наташа просит Вику дать возможность списать её решение. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо контрольную написать. Как правильно поступить Вике?
7. Возвратясь с работы, мама обнаружила у своего двенадцатилетнего сына Пети его друга Мишу: мальчики делали вместе уроки. Они стали упрашивать маму разрешить посмотреть очень интересную телепрограмму, которая начиналась в 11 часов. Родители Миши разрешили ему остаться ночевать в гостях. Однако мама очень устала и собиралась лечь в 10 часов. Телевизор же стоял в ее комнате. Кроме того, ребятам утром в школу, не следовало бы так сильно нарушать режим. Как быть? "Гвалт" Один из участников (по желанию) становится водящим
и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной
всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем
входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять
каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по
словечку. 4. Подведение итогов Вопросы для обсуждения: 1. Что такое конфликт? 2. Какие виды конфликтов вы знаете? 3. Какой стиль поведения в конфликте является наиболее эффективным? Литература: 1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - «ЧеРо», 2005. – 336 с. 2. Дубровина И. В. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 464 с. 3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с
| |||||
Просмотров: 3076 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |