Вторник, 21.05.2024, 06:45
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
опрос
Нужен ли в школе урок психологии?
Всего ответов: 20
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Понятие о конфликте. 10 класс

Тема                Понятие о конфликте.

 

Ход урока

 

1. Орг. момент, мотивац.начало

 

Ассоциативный ряд со словом „конфликт".

 

Инструкция: «…Сегодня мы с вами занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте с кем-нибудь, тем, кто не знает, не представляет себе, что это такое — конфликт… Никто из нас не встал. Все мы были в конфликтах и легко можем представить себе, что чувствует человек, находясь в этой непростой ситуации.

 

Итак, на что же „похож" конфликт?»… (Передача эстафеты — ответы учащихся.)

Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово „конфликт". Какой образ подсказывает ваше воображение?»

 

После первого ряда произвольных ассоциаций можно провести следующие:

— если конфликт — это мебель, то какая?..

— если конфликт — это посуда, то какая?..

— если это одежда…

 

Рефлексия.

В ходе обсуждения ведущий задает вопрос: «Для чего мы делали это упражнение?» Важно отметить, что ассоциации были выражением определенного эмоционального состояния, вызванного словом „конфликт". Для того чтобы управлять своим эмоциональным состоянием в ситуации конкретного конфликта, надо хотя бы определять характер этих эмоций, их глубину и степень влияния на поведение.

 

2. Изучение нового материала

 

1. Понятие и виды конфликта

Конфликт – это:

  • (от лат. conflictus - столкновение) столкновение, борьба между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое.
  • отсутствие согласия меж­ду двумя или более сторонами — лицами или группами.

Конфликт — одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной. Неужели конфликты — это необходимый атрибут человеческого общества?

 

Обсуждение. Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему? Конфликт — это хорошо или плохо?

 

При взгляде на противоречивость и многообразие человеческой природы, становится ясно, что жизнь людей немыслима без конфликтов, но все ли конфликты так необходимы в нашей жизни? Конфликты можно разделить на два типа:

— реальные,

— надуманные (нереалистические).

 

Реалистические конфликты

Нереалистические конфликты

вызваны неудовлетворени­ем определенных требований участников или несправед­ливым, по мнению одной или обеих сторон, распределе­нием между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

имеют своей целью от­крытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодей­ствие становится здесь не средством достижения конкрет­ного результата, а самоцелью

Виды конфликта:

1. Внутриличностный конфликт
2. 
Межличностный конфликт
3. 
Межгрупповой
4. 
Между личностью и группой
5. 
Социальный конфликт

Внутриличностный конфликт.

Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообраз­ных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем.

Межгрупповой конфликт. Общество состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между учащимися разных школ.  Межгрупповые конфликты сопровождаются:
Проявлениями деиндивидуализации, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.
Проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».

Социальный конфликт —выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов;

2. Стили поведения в конфликте

 

Упражнение «Встреча на узком мостике»

Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть.

Смысл: упражнение – модель конфликтной ситуации. Каждый действовал определенным образом, так и в конфликте каждый ведет себя по особому, придерживаясь определенного стиля поведения или стратегии.

Всего выделяют пять основных стилей поведения в конфликте:

 

1 – соперничество (борьба, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Девиз: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

2 – сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Девиз: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

3 – компромисс как уступка с обеих сторон. Девиз: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

4 – избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к координации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Девиз: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

5 – приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Девиз: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

 

3. Способы разрешения конфликта

 

Итак, выйти из конфликта можно пассивно (избегая его) или активно (агрессивно обороняясь или нападая). В первом случае, уже после конфликта, можно еще долго переживать, что не сообразил, как ответить на хамство или обиду, не успел, не заметил, не … и еще много всяких «не»; настроение испорчено, чувствуешь себя униженно, сомневаешься в своих силах, недоволен собой. Налицо — моральный ущерб. Во втором случае есть серьезная опасность пострадать физически (или морально), если противник окажется сильнее. Опять-таки — моральная или физическая травма. Что ты выиграл такой стратегией выхода из конфликта? Ничего.

Для разрешения конфликта есть пять шагов:

1. Прояснение конфликтной ситуации.
2. Сбор предложений. (Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим, чего хотим? Сколько таких решений мы можем придумать вместе с моим противником?)
3. Оценка предложений. (Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатом?)
4. Выбор наиболее приемлемого решения. Детализация решения. (Какое решение наиболее приемлемо для нас обоих? С каким из них мы оба согласимся?)

5. Выполнение решения; проверка.

3. Этап приобретения практических навыков – групповая работа «Разрешение конфликта» по алгоритму

Примеры конфликтных ситуаций:

1. Шура и Саша – соседи. Шура поздно вечером  слушает музыку, включая ее на полную громкость. Учится он во вторую смену и потому утром может подольше поспать. Саша учится в первую смену и встает очень рано. По утрам он собирается очень шумно, и своим шумом будит Шуру.

Советы Шуре: пойти навстречу Саше и в 9-10 часов вечера делать музыку тише, купить наушники, позвать Сашу в гости и вместе с ним слушать музыку.
Советы Саше: Постараться не шуметь, вставая в 6 утра

2. Вы с другом нашли щенка, и каждый хочет взять его себе.

 

3. На рынке вы купили бракованный товар. Брак вы заметили только дома. Когда вы пришли его менять, вам отказали.

 

4. Вика долго и обстоятельно готовилась к контрольной работе, подготовилась хорошо. Наташа к контрольной не готовилась. Во время контрольной работы у Вики и Наташи один вариант. Наташа просит Вику дать возможность списать её решение. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо контрольную написать. Как правильно поступить Вике?


1)Дать списать. 2) Сказать, что сама не решила( хотя Вика задачу решила).
3)Сказать, чтобы думала сама. 4)Подсказать ход решения, но само решение не давать.

 


5. Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Сын — заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!».

6. Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...

 

7. Возвратясь с работы, мама обнаружила у своего двенадцатилетнего сына Пети его друга Мишу: мальчики делали вместе уроки. Они стали упрашивать маму разрешить посмотреть очень интересную телепрограмму, которая начиналась в 11 часов. Родители Миши разрешили ему остаться ночевать в гостях. Однако мама очень устала и собиралась лечь в 10 часов. Телевизор же стоял в ее комнате. Кроме того, ребятам утром в школу, не следовало бы так сильно нарушать режим. Как быть?

"Гвалт" Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
              Смысл – умение выделять на общем фоне нужную информацию. Это важно и при конфликте – уметь слышать

4. Подведение итогов

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое конфликт?

2. Какие виды конфликтов вы знаете?

3. Какой стиль поведения в конфликте является наиболее эффективным?

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -  «ЧеРо», 2005. – 336 с.

2. Дубровина И. В. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 464 с.

3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Katerin_Ka (05.02.2012)
Просмотров: 3076 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: