Вторник, 21.05.2024, 02:38
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
опрос
Нужен ли в школе урок психологии?
Всего ответов: 20
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Понятие о памяти. Способы развития памяти.

Тема: Понятие о памяти. Способы развития памяти. – 1 час

Ход урока

1. Организационный момент:

2. Актуализация знаний: устный фронтальный опрос.

3. Изучение нового материала.

Память — основа психической деятельности человека. Без нее невозможен процесс мышления, а также адекватное окружающему миру поведение человека.

Память — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Благодаря памяти мы можем многократно использовать то, что мы однажды узнали и чему научились. Эта способность необходима для жизни в таком многообразном и меняющемся мире, как наш. Только представьте, если бы нам пришлось каждый раз заново осваивать какое-либо действие: как жарить яичницу, как одеваться, как сходить в магазин. Не говоря уже о том, что было бы, если бы мы не запоминали свой адрес, имя, своих родственников и друзей. Жизнь тогда была бы похожа на телевизионный сериал, с полным набором проблем, которые возникают у героев, страдающих амнезией. Они никого не узнают, многого не умеют, почти беспомощны.

Память связывает прошлое с настоящим и будущим человека. Благодаря ей, человек может осознать то, что когда-то происходило с ним и забылось, но продолжает влиять на него сейчас.

Человеческая память — это сохранение человеком всего того, что с ним произошло, иногда даже помимо его воли (хочется забыть, а не можешь).

Основные процессы памяти, посредством которых она действует, — это запоминание, воспроизведение и забывание.

Запоминание — главный процесс памяти, от него во многом зависит, насколько полно, точно и долго человек сохраняет информацию. Запоминание и воспроизведение могут быть произвольным или непроизвольным. Мы можем запомнить что-то как по собственному желанию, так и случайно, нечаянно, не прикладывая усилий. Точно так же можно вспомнить что-то, выученное специально, или припомнить что-то, случайно замеченное.

Забывание же — это непроизвольный процесс, неподвластный человеку. Протекание процессов запоминания и воспроизведения зависит от того, насколько важна данная информация для человека. Важные для нас, оставившие след в душе вещи мы помним долго. Незначительные события быстро забываются и вспоминаются с трудом или не вспоминаются вовсе.

По характеру психической активности, требующейся для запоминания информации, память делится на:

— двигательную,

— эмоциональную,

— образную,

— словесно-логическую.

Если требуется запомнить движения (танца, упражнения), то работают те участки мозга, отвечающие за двигательные навыки. При запоминании эмоций работают эмоциональные мозговые центры радости, гнева, удовольствия и т. д. При запоминании какого-то образа работает соответствующий анализатор: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный или вкусовой. Соответственно и память может быть зрительной (помню цвет, одежду), обонятельной (помню аромат розы), вкусовой (помню вкус лимона) и т. д. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты у всех людей. Остальные особенности памяти обычно индивидуальны: кто-то хорошо помнит лица, кто-то — нет, некоторым сложно запоминать имена. Мужчины чаще всего не смогут сказать, во что был одет их знакомый при встрече, женщины же подробно опишут цвет, фасон, аксессуары встреченной ими дамы. Словесно-логическая память необходима нам, чтобы помнить значения слов родного и иностранного языков, понимать речь, уметь сравнивать, понимать главную мысль прочитанного, делать выводы. Словесно-логическая память — один из необходимых инструментов мышления.

Обсуждение. Приведите примеры различных видов памяти. Как вы в основном запоминаете что-то: в виде зрительных образов, звуков, запахов или ощущений? Каковы особенности вашей памяти: что вы запоминаете хорошо, а что — плохо (лица, имена, цифры, места)?

По характеру цели деятельности память может быть произвольной и непроизвольной. Если что-то запомнилось нам само, то это — непроизвольная память. Если же были приложены усилия со стороны человека — это произвольное запоминание. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек много запоминает и помнит без специальных намерений и усилий. Произвольная память позволяет человеку запоминать с необходимой полнотой то, что нужно ему в данный момент. Она необходима в учебе, работе, спорте, овладении любой новой деятельностью.

4. Практическая работа – овладение приёмами мнемотехники

Приёмы мнемотехники

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

Приемом, помогающим запомнить информацию, являются мнемонические опоры. Например, всем известная формула «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги. Ее другой вариант — «как однажды Жан-звонарь головой свалил фонарь». Очень часто, пытаясь запомнить что-то сложное для нас, мы придумываем для этого какой-то свой значок или образ

Очень интересный вид мнемонических опор — пиктограммы. Это такие рисунки, где не используются цифры, буквы, математические знаки и другие общеизвестные символы. Типичный пример пиктограмм — индейское или аборигенское письмо. У некоторых народов нет письменности, поэтому, желая передать какое-то сообщение, вдобавок скрыв его смысл от непосвященных, они рисуют значки типа: «идешь по дороге» — линия, «мимо леса» — несколько изображений деревьев, «проходишь стойбище врагов» — рисунок вигвама с черепом на верхушке и т. д.. Попробуйте запомнить информацию с помощью пиктограмм.

Упражнение. Учитель по очереди читает словосочетания, а ученики к каждому из них делают небольшой рисунок, который помог бы им запомнить это словосочетание, и потом по рисунку можно было бы его воспроизвести. Нельзя использовать буквы, цифры, знаки, формулы.

Словосочетания: веселый праздник, грустный день, неожиданная находка, приятное воспоминание, болезнь, успех, старый знакомый, злейший враг, мода, вдохновение.

Нумеруйте изображения. Нарисовав по очереди все рисунки, постарайтесь точно, дословно, воспроизвести все словосочетания.

Обсуждение. Насколько помогают пиктограммы в запоминании слов?

Нелегко бывает запомнить то, что нужно. Но иногда еще труднее забыть.

Упражнение. В течение трех минут постарайтесь не думать о белом медведе. Просто сидите молча, думайте о чем угодно, но — не о белом медведе.

Обсуждение. Признайтесь честно: кому не удалось не думать о белом медведе? Не удалось всем. Ведь забывание — непроизвольный процесс.

5. Подведение итогов занятия.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое память и каковы ее функции? Почему память занимает центральное место в познавательной деятельности?

2. Какие виды памяти вы знаете?

3. Для чего служат мнемонические опоры? Что такое пиктограммы?

Домашнее задание: выполнить упражнения, написать отчёт в тетрадь.

1. Сегодня перед сном вспомните все лица и предметы, с которыми сталкивались за день.

2. Припомните слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Дословно повторите то, что было сказано.

3. Восстановите в памяти последнее совещание, лекцию и т. п. Вспомните речи, манеры и жесты ораторов, проанализируйте их.

4. Дайте оценку своей наблюдательности и памяти.


Литература



       1. Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев – М.: Изд-во Центр ВЛАДОС, 2003. – 248с.
  1. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе: Учебно-методическое пособие для учителя. — М., 1994.
  2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002.

4.      Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 484 с.

  1. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. — М.: Ось-89, 2002.
Категория: Мои статьи | Добавил: Katerin_Ka (03.03.2012)
Просмотров: 2052 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: