Вторник, 21.05.2024, 08:21
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
опрос
Нужен ли в школе урок психологии?
Всего ответов: 20
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Выбор профессии - это серьёзно! 9 класс

                              Тема  Выбор профессии - это серьёзно!

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека.

 

1. Орг.момент

2. Актуализация знаний.

Вопросы для обсуждения:

1. Что мы изучали на прошлом уроке?

2. Почему важно думать о будущем?

      3. Кто ответственен за будущее человека?

 

3. Изучение нового материала

 Информационный блок «В мире профессий»

 

1. Основные понятия профориентации.

 

Есть вопросы, которые взрослые любят задавать детям. Например, вспомните, сколько раз вас спрашивали: «Ну, как, ты еще не задумывался, кем хочешь стать, когда вырастешь?» И еще в детском саду вы с упоением декламировали: «Я бы в летчики пошел, пусть меня научат...» Ну а теперь, став старшеклассниками, этот вопрос вы уже задаете себе сами. Сегодня мы поговорим о выборе профессии.

Выбор профессии — это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

 В школе дают ориентировку во многих важных вопросах. Такие дисциплины, как физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят нас в мир неживой и живой природы. История и литература – в мир общественных явлений, математика – в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит нас за пределы родной планеты. Но есть еще один неведомый мир, перед которым стоит каждая девушка и каждый юноша, – мир профессий. При этом каждая профессия – это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.

 

Слово "профессия” (от лат. pгоfеssio - "объявляю своим делом”, "говорить публично”, "заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.

 

Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.

 

Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.

 

Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

 

Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.

 Например:

профессия - врач, специальность - хирург, специализация - нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;

профессия - машинист, специальность - машинист-крановщик, специализация - машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.

 

Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.

 Например: должность "главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

 

2. Общая структура профессионального образования.

Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от того, кокой уровень профессионального образования вы выбираете:

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.

Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование (техникумы, колледжи).

Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами.

При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.

 

3. Классификация профессий

 

Классификация профессий по предмету труда, разработанная академиком Е. Климовым:

человек – техника (Т)

человек – человек (Ч)

человек – природа (П)

человек – знаковая система (З)

человек – художественный образ (Х) (схема)

 

1.      Человек – природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, геолог, географ, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

  1. Человек – техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста и т. п.
  2. Человек – человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, например политика, религия, педагогика, психология, медицина, право.
  3. Человек – знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т. п.
  4. Человек – художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно – творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.

 

4. Работа в режиме тренинга

 

Игра-разминка: «Типы профессий».

 

Я буду называть профессию, а вы будете определять ее тип.

Ч - Т: топните ногой

Ч – Ч: пожать руку соседу по парте.

Ч – П: поднять обе руки вверх

Ч – З: встать - сесть

Ч – Х: поапплодировать.

 

Примеры: учитель, художник, водитель, животновод, врач, программист, сварщик, дизайнер.

 

  Практическое задание «Азбука профессий»

 Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и связать изображенные профессии с предметами труда.

 

Игра «Угадай профессию»

 

Определите профессию по заданным необычным ее характеристикам.

самая зелёная профессия (садовник, лесник) самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар) самая волосатая (парикмахер) самая детская (воспитатель, помощник воспитателя) самая ответственная (судья, прокурор, хирург)самая смешная (клоун) самая общительная (учитель, журналист) самая серьёзная (атомщик) самая умная (учёный, профессор) самая белая (врач) самая зубастая (стоматолог) самая начитанная (библиотекарь)

самая требовательная (тренер)самая высокая (монтажник-высотник)самая быстрая (гонщик) самая техническая (инженер-конструктор) самая свободная (художник)

самая смелая (милиционер) самая школьная (учитель)

 

Игра «Общее в профессиях»

задаю пару профессий, надо определить что между ними общего (задание на мышление):

 

медсестра – сварщик (у обоих имеются орудия труда, спец. одежда, техническое оборудование);

учитель математики – спортивный тренер (оба педагоги, должны обладать даром убеждения, уметь просчитывать комбинации достижения результата);

бухгалтер – слесарь (руководство расчётами, инструкцией);

архитектор – композитор (творчество, полёт фантазии).

 

Игра «Художники профессий»

Задание: участникам по очереди предоставляется право изобразить на бумаге 6 предметов, имеющих отношение к профессии. Команда-соперник угадывает, какая профессия изображена. Загадываются следующие специальности (они предлагаются на карточке):

• цветовод-дизайнер

• швея

• оператор ЭВМ

• медицинская сестра

• штукатур

• повар

- по одному баллу показывающей команде за каждый правильно угаданный ответ;

- соответствие изображения профессии (максимум – 5 баллов).

 

Игра "Пессимисты и оптимисты”

Сейчас я, предлагаю вам поучаствовать в игре, которая называется "Пессимисты и оптимисты”, для этого мы делимся на 2 группы. Группа оптимистов описывает достоинства, например, профессии библиотекарь, а группа "пессимистов” описывает все её недостатки. Один учащийся берёт на себя роль "арбитра” и после приведения "минусов” и "плюсов” каждой группой, подводит итоги и даёт характеристику положительных и отрицательных моментов, связанных с данной профессией.

 

5. Изучение нового материала

 

Информационный блок «Факторы и условия выбора профессии»

 

1. Тест «Оцени утверждение»

Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет:

1. профессия выбирается раз и навсегда.

2. выбор профессии зависит от толщины кошелька.

3. нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.

4. профессия предназначена человеку от рождения.

5. по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.

6. профессии нужно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.

7. профессию следует выбирать, уже став взрослым.

8. чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

9. если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.

10. психолог – не помощник в выборе профессии.

 

(на самом деле все утверждения являются ложными)

 

Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился.

 

0-3 Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.

3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.

7 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: "Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.

 

Итак, этим вопросником мы утверждаем, что выбирать профессию очень важное дело в жизни каждого человека.

 

2. Выбор профессии – это серьёзно!

Жизнь человека — череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни),  и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин — запеканку или овощное рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

 

Существует более 50000 профессий. Выбор жизненного пути, профессии, – это задача со многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить ее?

 

Разумный человек не возьмется проектировать мост, если он специально этому не учился. Он понимает, что это сложная задача и цена ошибки здесь может быть очень высокой – жизни людей. Что же касается задачи о выборе профессии, то сложность ее часто недооценивают не только подростки, но и некоторые взрослые, слишком уверенно давая первые приходящие в голову советы и решения. А цена ошибок здесь тоже немалая – судьба человека.

 

Каждая профессия требует особых способностей, а как их в себе определить, найти и развить? Профессия требует таланта, но что она даст человеку взамен? Каковы перспективы продвижения? Возможные ступени роста человека как специалиста? Все эти и многие другие вопросы возникают и должны учитываться при выборе жизненного пути.

 

Дальновидный человек, кроме того, предпочитает выбирать такую профессию, в которой наиболее нуждается общество.

 

Есть две причины, по которым  стоит делать этот выбор осознанно: одна существовала всегда, вторая появилась недавно:

 

1.Важно правильно выбрать, так как иначе можно ошибиться.

Если не выбрал сам – всё равно куда-то пойдёшь «за компанию», «по моде», по совету родителей – велика вероятность ошибки. Большинство людей понимают это поздно, мучаются на нелюбимой работе: плохие работники – мало денег, стрессы – раздражительны, свет не мил, болеют. Представьте, урок химии (какой предмет - нелюбимый?) по 8 часов в день, 6 дней в неделю, с коротким отпуском в году – на всю жизнь! А поменять трудно: семью нужно кормить, бросить опостылевшую работу нельзя – можно остаться безработным.

 

2. Вторая причина появилась в наше время: высокая реальная безработица (больше официально регистрируемой в добрый десяток раз), а поэтому высокая конкуренция на рынке труда, из-за которой можно оказаться за бортом жизни, «на дне общества».

 

Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой — взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

 

3. Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.

 

Условно, эти составляющие формулы выбора профессий можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".

 

"Хочу" - (интересы и склонности).

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

 Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.

Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

 

"Могу" - (способности, состояние здоровья).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на  скрипке,   недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья (соматического и психического).

 Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

 "Надо" - (потребности общества в кадрах).

Прекрасно, когда наши желания совпадают с нашими возможностями. Но ещё лучше, если оба этих фактора востребованы обществом. Ведь именно потребность общества в тех или иных специалистах определяет возможность найти хорошую работу в соответствии со своей профессией.

Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.

 

6. Диагностика профессиональных предпочтений посредством методики «Матрица профессий».

Методика "Матрица выбора профессии"

 Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи

 

1. Какой объект деятельности тебя привлекает?

1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студен ты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники)

1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, ко ды, чертежи, иностранные языки, языки про граммирования)

1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

1.4.    Техника (механизмы, станки, здания, конст рукции, приборы, машины)

1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись)

1.6.  Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)

1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорас тущие, декоративные)

1.8.  Продукты питания (мясные, рыбные, молоч ные, кондитерские и хлебобулочные изде лия, консервы, плоды, овощи, фрукты)

1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)

1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, во доемы, месторождения)

 

2. Какой вид деятельности тебя привлекает?

2.1.   Управление (руководство чьей-то деятельностью)

2.2.   Облуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)

2.3.   Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

2.4.   Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)

2.5.   Творчество (создание оригинальных произведений искусства)

2.6.   Производство (изготовление продукции)

2.7.   Конструирование (проектирование деталей и объектов)

2.8.   Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

2.9.   Защита (охрана от враждебных действий)

2.10. Контроль (проверка и наблюдение)

 

Анализ производится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.



 7. Практическая работа – составление резюме («Резюме через 10 лет»)

 При устройстве на работу каждый грамотный человек должен составлять резюме.

 Как вы думаете, что это такое?

 Резюме - это своеобразная визитная карточка кандидата, призванная в первую очередь привлечь к себе внимание работодателя.

 Ваше резюме должно быть оформлено таким образом, чтобы его было легко и приятно читать, тогда оно уже само по себе создаст вам дополнительное конкурентное преимущество. Грамотно составленное резюме является тем самым ключом, которое открывает перед вами двери компании и поводом для последующей встречи с работодателем.

 Резюме включает в себя следующее:

 1. Личные данные

 - ФИО

- адрес, телефон, факс, адрес электронной почты.

- год, место, дата рождения.

- семейное положение

 2. Профессиональный опыт (это самая важная часть резюме)

 Предыдущее место работы: название компании, направление бизнеса фирмы, ваши должности.

 3. Образование и тренинги:

 - Учебные заведения, которые вы закончили с указанием полученной специальности.

- Тренинговые, учебные программы, элективные курсы, которые вы прошли.

 4. Профессиональные навыки:

 - Компьютерные навыки.

- Навыки общения с людьми.

- Организаторские способности.

- Наличие водительских прав и т. д.

 5. Дополнительные сведения. Личностные качества.

 

8. Подведение итогов занятия.

 Обсуждение занятия:

1. Что такое профессия?

2. Почему важно задумываться о выборе профессии уже сейчас?

3. Каковы основные факторы правильного выбора профессии?

 

Чтение притчи

Вспомните притчу о работниках, которые везли тачки с камнями. Их было трое. И на вопрос, чем они занимаются, были получены такие ответы:

- Везу проклятую тачку;

- Зарабатываю себе на хлеб;

- Строю прекрасный храм…

 

О чем это? Да, об отношении к труду, о мотивации, которая может перерасти в профессионализм.

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -  «ЧеРо», 2005. – 336 с.

2. Дубровина И. В. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 464 с.

3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Katerin_Ka (05.02.2012)
Просмотров: 14377 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergPinty  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>заказ металлических каркасных полок</a>

Имя *:
Email *:
Код *: